Вчера, 20:23 © Коллаж: «Голос России»


Международные суды создают репрессивную систему международного права, сказал в интервью «Голосу России» правовед, специалист по международному праву Александр Мезяев


Международное право из инструмента урегулирования конфликтов между государствами превращается в дубинку мирового империализма, обрушивающуюся на глав государств, которые позволяют себе проводить политику, независимую от мнения США и их союзников. К такому выводу пришёл известный российский юрист-правовед, специалист по международному праву, кандидат юридических наук Александр Мезяев. Он даже предложил новый термин "новое параллельное репрессивное право". Свою позицию Александр Мезяев разъяснил в интервью "Голосу России":
- Принято считать, что международное право как таковое – это всегда что-то положительное. Но это иллюзия: до 1945 года оно оправдывало и колониализм, и войны. Поэтому современное прогрессивное международное право, сложившееся после Ялтинской конференции 1945 года, надо сохранить как важнейшую ценность. К сожалению, в настоящее время система международных судов насильственно его изменяет, отменяя основополагающие нормы. Приведу пример: прогрессивное международное право устанавливает иммунитет глав государств и правительств. Но сегодня международные суды разрушают эту норму и создают новую, когда главы государств могут быть арестованы решением международных судов.
- То есть в настоящее время глава любого государства - будь он президентом или монархом - может быть арестован на том основании, что некая структура сочла его деятельность противозаконной?
- Да. Причём достаточно одних подозрений. Ни о каких доказательствах вины речи не идёт. Примеров немало: в МТЮБ это умерший в тюрьме Слободан Милошевич, Радован Караджич и Милан Мартич, они были главами государств, хотя и непризнанных. Что касается Международного уголовного суда, то это свергнутый и убитый ливийский лидер Муаммар Каддафи, это президент Кот-д'Ивуара Лоран Гбагбо (18 августа 2011 года он был взят под стражу и обвинен в "экономических преступлениях", 30 ноября был доставлен в Гаагу, где его обвинили в преступлениях против человечества). Это президент Судана Омар Аль-Башир (21 июля 2008 года Международный уголовный суд дал ордер на его арест по обвинению в геноциде в связи с конфликтом в Дарфуре, где, как утверждается, имели место этнические чистки). И есть все основания полагать, что примерно такая же участь уготовлена для нынешнего президента ЮАР Джейкоба Зумы. Я считаю необходимым обратить внимание на тот факт, что в отношении Зумы, "черная метка" Международного уголовного суда была отправлена за два дня до открытия в ЮАР саммита БРИКС (27 марта 2013 года). Напомню, что само создание БРИКС вызывает гнев США, и что ЮАР несколько лет добивалась вступления в эту организацию. Согласитесь, сам факт того, что Международный уголовный суд грозит президенту преследованием за два дня до открытия в его стране важного саммита, наводит на серьёзные размышления. Ведь в большой политике ничего случайного не происходит!
- Допустим, ордер на арест выписан. Но глава государства защищён законодательством своей страны: он пользуется неприкосновенностью. К тому же, если лидер - не тиран-людоед-кровопийца, то население будет его поддерживать, да и полиция не станет выполнять решения какого-то заграничного суда. В конце концов, в его распоряжении – армия.
- Ну, мы же видели, как все это обходилось совершенно спокойно. Слободана Милошевича не защитили ни армия, ни внутреннее законодательство страны. Страна обкладывается санкциями, попадает в изоляцию, население ставят перед выбором: либо санкции ужесточаются, либо вы выдаете нам своего президента. Какое-то время, может быть, население и поддерживает главу государства, но проходит время, и рано или поздно находится внутренняя оппозиция, которая говорит: "Ну что ж, давайте ради блага всех пожертвуем одним человеком!" И ведь жертвуют! Мы же все это видели… Ну а если санкции не срабатывают, то происходит прямая интервенция, как в Кот-д'Ивуаре. Французские войска под командованием ООН просто разнесли президентский дворец и захватили президента Лорана Гбагбо.
- Но ведь он узурпировал власть, что обернулось большой кровью: в стране началась гражданская война… Разве плохо, что ему придётся нести за это ответственность?
- Только на первый взгляд кажется, что никто не может выходить за рамки права. Это иллюзия. Уже сформирована когорта, которая ни перед кем не отвечает. Я говорю о международных судьях и международных прокурорах. Лидер государства может быть призван к ответственности согласно национальному праву своей страны, что мы, кстати, видим, к примеру, в случае импичмента. А вот международные прокуроры, судьи под действие национального законодательства не подпадают по своему статусу, а по нормам международного права от какой-либо ответственности они освобождены. То есть в отличие от глав государств могут безнаказанно вершить любой произвол.
- Какие меры можно предпринять, чтобы не допустить подмены действующего международного права тем, которое сейчас апробируют международные суды?
- Нужно противодействовать деятельности международных судов. В настоящее время они поддерживаются как всеобщая ценность международного сообщества. Нужно разъяснять подоплеку тех или иных решений суда, имеющих мало общего с прекращением безнаказанности, наказанием международных преступников и так далее. Важный шаг в этом направлении Россия уже сделала: в последней редакции концепции внешней политики подчёркивается, что мы должны бороться за сохранение действующего международного права.


Александр Мезяев в 2003-2006 годах был участником защиты Слободана Милошевича в Международном трибунале по бывшей Югославии. С 2006 года по настоящее время - участник защиты Воислава Шешеля. С 2013 года - член группы защиты генерала Младича. Вместе с юристами-международниками из разных стран мира работает над подготовкой Обвинительного акта против НАТО за преступления в отношении Ливии. Член Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии.

Вера Жердева