"Уго Чавес был жестоким тираном, постоянно запугивавшим бедных
венесуэльцев. Его смерть приведет к ликвидации антиамериканского
альянса в Латинской Америке. Туда ему и дорога
"
Эд Ройс,
член Палаты представителей США


Венесуэльский генералитет уверяет, что обеспечит порядок в стране, но его истинных целей никто не знает, констатирует замдиректора Института Латинской Америки РАН Владимир Сударев. "Мадуро по убеждениям еще более левый, чем Чавес, проповедует "социализм XXI века". Если он придет к власти, то особых телодвижений ожидать не следует. Но и оппозиция, и поддерживающие Чавеса, агрессивны по отношению друг к другу, компромисс маловероятен"...

В коротеньком абзаце предельно точно сформулирована главная проблема Венесуэлы на ближайшее будущее.

Выбор, сделанный Большим Уго (удачной ему Охоты!), по факту означает, что президент, в своем кругу считавшийся центристом, счел за благо для страны "после себя" левый разворот, олицетворением которого считаются его брат Адан, губернатор Барринтоса, одного из ключевых штатов республики, и Николас Мадуро, ныне исполняющий обязанности главы государства. Обоих правая оппозиция ненавидит куда больше, чем ненавидела Чавеса, именуя "экстремистами", "санкюлотами" и даже "большевиками", а персонально вице-президента еще и неуклонно называя не иначе как "безграмотным недоучкой".

Все это, безусловно, не так.

Николас Мадуро, ближайший соратник Чавеса и "соавтор" идеи "V Республики", действительно, когда-то работал водителем троллейбуса, и в самом деле, так и не удосужился получить диплом о высшем образовании, - как сам он говорит, "Для настоящей учебы времени нет, а формально незачем", - но он еще до знакомства с Чавесом успешно руководил одним из крупнейших профсоюзов страны, а к тому же еще и женат на Силии Флорес, входящей в "золотую десятку" адвокатов Венесуэлы, и супруга (старше мужа на 10 лет), имеющая репутацию тонкой интеллектуалки, уже двадцать лет, по признанию Николаса, "гоняет его по всем университетам". Так что, ни о какой "полуграмотности" говорить не приходится. Но, что правда, то правда, - левый. Умеет говорить с "улицей", представителем которой, по общему мнению, является, исповедует идеологию "Социализма ХХI века", считает необходимым поддерживать мировое антиимпериалистическое движение, очень нравится братьям Кастро, а соответственно, ни с какой стороны не подходит ни Вашингтону, ни его венесуэльской клиентеле. В связи с чем, решительно все СМИ, так или иначе отражающие "цивилизованный" взгляд на ситуацию, нынче рассуждают о том, как здорово было бы, если б "демократические силы Венесуэлы сумели найти общий язык с умеренным, ориентированным на человеческие ценности крылом чавистов", - то есть, с Диосдадо Кабельо.

Их можно понять.

Спикер венесуэльского парламента, - к слову сказать, прозванный "Сталиным", за жесткий и эффективный стиль руководства, - в политическом раскладе Боливарианской Республики фигура более чем знаковая. Близкий к покойному лидеру не меньше, а возможно, даже и больше, чем Мадуро или даже брат Адан, он прошел с ним весь путь, - начиная с неудачного путча 1992 года, когда майор Чавес угодил на нары, а лейтенант Кабельо улетел из армии с волчьим билетом, - и не проявлял колебаний ни разу, даже в 2002-м; напротив, именно в 2002-м, в ранге "и.о, президента", замещающего арестованного путчистами Большого Уго, отказался от всяческих компромиссов с правыми, поднял "улицы", убедил армию не слушать генералов и, в конце концов, вернул лидера в столицу. Короче говоря, в лояльности старинного друга у президента, "верным солдатом" которого нынешний спикер себя неизменно именовал, справедливо не было никаких сомнений. Тем паче, что тот, считающийся "амбициозным", до сих пор никаких амбиций не по чину ни разу не выказывал.

Есть, однако, и нюанс. Очень популярный в войсках, от рядовых до высшего офицерского корпуса, и весьма влиятельный в высших партийных структурах, дон Деисдадо, однако, не очень ладит с левыми чавистами. Вернее, они не ладят с ним, подозревая в "склонности к соглашательству" и "обуржуазивании", поскольку он полагает первоочередной задачей республики не развитие социалки за счет доходов от нефти и не помощь "всемирному антиимпериализму", а создание современной национальной промышленности, за счет которой, позже, можно и ЖКХ налаживать до блеска, и соседям помогать. Никакого "ревизионизма" в речах "верный солдат" себе, правда, не позволяет, и с лидерами левых (и Мадуро, и Чавесом-старшим) поддерживает вполне дружеские отношения, но все-таки претензии в "правом уклоне" в его адрес звучат, а Хайнц Дитерих, создатель идеологии "социализма XXI столетия", вообще открыто определяет сеньора Кабельо как "опасного и коррумпированного заговорщика, орудие правых, богатых и антикоммунистических кругов, злоупотребляющего доверием лидера".

Следует, справедливости ради, отметить, что некоторые основания для таких утверждений имеются. За долгие годы пребывания на ключевых должностях, дон Деисдао, - очень, между прочим, эффективный менеджер, успешно курировавший многие области хозяйства, от аграрной до нефтедобывющей, - как утверждает, в частности, WikiLeaks, скопил немалое состояние, находящееся в швейцарских банках. Так это или не так, никому неизвестно. Вполне может быть, что и не так, поскольку "цивилизованные" стабильно обливают ведущих чавистов помоями, обвиняя их во всех грехах, вплоть до торговли наркотиками, но все же факт есть факт: в отличие от Адана и Николаса, живущих в полном смысле слова "на одну зарплату", сеньор Кабельо не чужд мирских излишеств: несколько лет назад на него даже подали в суд, обвинив растрате 150 зеленых лимонов, и кончилось дело очень мутно, будучи списано на "халатность подчиненных", которым и дали по шапке (правда, щадяще).

Возможно, именно по всему по этому, уходящий Команданте, сделал выбор в пользу Мадуро.
Но, как бы то ни было, на сегодня Деисдадо Кабельо, безусловно, ферзь.

К его слову прислушиваются армия и значительная часть аппарата Единой социалистической партии, его compadres (буквально "кумовья", но в Латинской Америке значение этого слова куда шире) расставлены на ключевые посты во всех ведущих министерствах, он негласно курирует главные СМИ-рупоры власти и, наконец, в отличие от Мадуро и даже Адана, имеет репутацию человека, "мнение которого Чавес учитывал". Неудивительно, что еще до объявления о смерти президента лидеры оппозиции, от Каприлеса до Арриа, пробрасывали в речах намеки о готовности "найти точки соприкосновения и понимания со здоровыми, патриотическими силами боливарианского движения", а пресса США обсуждала фигуру дона Деисдадо, как "возможного венесуэльского Горбачева", с которым Штаты могли бы договориться.

Итожим.
Автоматически заместить главу государства, не успев принести присягу, Мадуро, скорее всего, не сможет.
Следовательно, впереди выборы.
То есть, хотя за чавистов готовы голосовать около 60% избирателей, вопрос о единстве принципиален.
Решение и воля усопшего Команданте известны и никем, включая дона Деисдадо, не оспорены.
На печальном ролике "Сталин" присутствует.
А все остальное - судьба.

Дорога без конца - СЛОВО ЗА СТАЛИНЫМ