18.03.2023г.

Исторические напёрстки




Чтиво выходного дня, время аналитики. Тем более Читатель «Лев Ш.», как обычно, умеет заинтересовать вкусной темой, как сегодня: автор, хотелось бы попросить статью с анализом взаимоотношений США и Индии. Но прежде чем начать распутывать узлы взаимоотношений дряхлеющего «гегемона» с набирающим силу Нью-Дели, проведём краткое развенчание ципсошных вбросов за авторством наших заклятых партнёров. Всю прошлую неделю жаривших информационную «утку» с присоединением Индии к «потолку цен на русскую нефть».

Итак, «всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает» началось с публикации когда-то респектабельного агентства «Bloomberg», сославшегося на собственные индийские источники: сенсация (!), Индия приняла решение присоединиться к западным санкциям против России, после Саммита «двадцатки» уступила требованиям «белых людей» из G7, одобрила и поддержала так называемый потолок цен на нефть. Теперь-то Путину хана и каюк, бюджет бензоколонки порвётся грелкой в зубах Тузика.

Это краткое содержание медийного куража, который поймали абсолютно все западные СМИ, а ципсошники новость умудрились притащить в нашу юдоль, даже за…валили комментарии статей канала «Исторические напёрстки» обжигающими пассажами: Индия неофициально просила банки и трейдеров придерживаться ограничительных мер США и Евросоюза, дороже 60-ти долларов русскую нефть не покупать!

Информация интересная, вполне может быть правдивой, если речь идёт о прибалтийский «тиграх» или ясновельможных «орлах», отстреливших себе все лапы, лишь бы угодить хозяину из-за океана. Но поверить, что индийский слон способен вынуть хобот из моря разливанного «чёрного золота», когда пайка увеличилась за прошлый год в целых 16 раз… простите, нужно считать приличную публику за клинических идиотов, непонимающих Восток, как англосаксы «Bloomberg».

Либо неумеющих добраться до англоязычных официальных ресурсов Нью-Дели, которые немедля отреагировали на вброс, а Министерство нефти Индии выпустило специальный и довольно эмоциональный пресс-релиз: полная ложь, наше государство всегда высказывалось о сомнительной законности и действенности любых санкции, неодобренных ООН. А механизм «потолка цен» вообще является межеумочным, попыткой регулировать глобальные рыночные механизмы в угоду политиканствующих и безответственных персонажей.





Само собой, западные медиа отповедь не заметили, продолжили разгонять дурно пахнущую волну с громкими заголовками, типа «Скоро Индия разорвёт отношения с Россией». Провокации немедля переводились на русский, через несколько сеток ТГ-каналов загонялись в наше информационное поле, проникая через дырявое решето профессиональной никчёмности коллективной девочки-редакторши в респектабельные СМИ с пометкой «молния».

Дело дошло до абсурда, от работы пришлось отвлекать целого посла России в Индии — Дениса Алипова, потратившего рабочий день на «включения» в телевизионные ток-шоу крупнейших агрегаторов новостей. Вид он имел раздражённый, в голосе сквозила просьба вести себя, как положено профессиональным журналистам, блюсти информационную гигиену и сверяться с официальными источниками для разнообразия.



Теперь серьёзно.


Ровно в таком же ключе «разгона волны» о резком охлаждении отношений Россия-Индия работают несколько солидных аналитических центров в США, и даже средь родных осин находятся поверхностные эксперты. В принципе, тут не так много пропаганды, поскольку приводятся вполне себе увесистые факты, пробежимся по главным:


  • извлечено из безвременья вроде призрачное «четырёхстороннее партнёрство» Quad (США, Индия, Япония, Австралия), тихо написаны всеобъемлющие программы интеграции;

  • IT-сотрудничество США с Индией, равно как и высокотехнологическое — самое стремительно развивающееся, вскоре обгонит китайского «дракона» в прямом финансовом исчислении;

  • доля американского ВПК в прямых поставках вооружений и лицензионных технологий оборонного характера нарастает, Россия начала терять свои привычные ниши;

  • Индия занимает, с одобрительного поощрения США, всё более и более антикитайские позиции, что тянет за собой осуждение Нью-Дели стратегического партнёрства Москва-Пекин.



По последнему пункту сразу выскажусь, тут наблюдаем стандартную позицию Индии во внешней политике, она никогда не имела опыта суверенного курса, самостоятельного и чётко сформулированного. Сначала прильнув к СССР, а затем постаравшись что-то путное сделать с Китаем, со временем разочаровалась в своём гигантском восточном соседе (читай — испугалась), а для баланса при охлаждении отношений просто выбрала другого геополитического игрока — американцев.

Ключевое слово здесь — «баланс», в одиночку сдерживать Пекин в индо-тихоокеанском макрорегионе не получается. А очень хочется. Лучшего ситуативного попутчика здесь, чем янки, не найти. Почему не Россия, с которой традиционно всегда были тёплые и дружеские отношения?



Скажу крамольные вещи, но наша «волшебная дипломатия» глубоко оскорбила Нью-Дели, уравняв Индию с Китаем в статусе «привилегированного сотрудничества» на страницах национальной Доктрины. Огромная ошибка, индийцы рассчитывали на более почётное место. А когда мы демонстративно начали больше внимания уделять отношениям с Пекином (после прихода к власти Кормчего Си) — баланс в треугольнике «Москва-Пекин-Дели» окончательно нарушился, индийцы начали подмораживать отношения по многим трекам.

Таков Восток, тем более с огромными историческими претензиями — индийский. Тут мало дежурных конференций, пустых формальных саммитов, улыбок и рутинных мероприятий. Нужны дела, настойчивое приглашение к диалогу и сотрудничеству. С китайцами такое у нас худо-бедно получается: инвестиционные или инфраструктурные проекты, неуклонный рост торговли под пристальным наблюдением двух лидеров, военные учения и военно-техническое сотрудничество в стратегических отраслях, простое число встреч на высшем уровне — везде с большим отрывом впереди идёт Пекин.

Так нельзя на Востоке, особенно если политический игрок далеко не лимитроф. И как бы не благоухали доверительной «химией личных отношений» Владимир Путин и Нарендра Моди в рассказах нашего МИДа… позиция нейтралитета в индо-китайском конфликте выглядит нейтралитетом в пользу Поднебесной с большим перекосом. Такая вот штука, иллюстрирующая бессмертное «Восток — дело тонкое».

Коль уж начал гирьки на аптекарских весах «баланса» расставлять, резюмирую: такой политикой, когда конфронтация Китая с Америкой будет только нарастать — мы вынуждено будем на стороне Пекина, ещё более отдаляя от себя Индию. Тем самым создав предпосылки для создания двух неформальных противоборствующих альянсов. Российско-китайского и американо-индийского. А если осторожно не сменим векторы — получим геополитический кошмар, когда Нью-Дели сам потребует от янки формирования военно-политической структуры, равноценной азиатскому блоку НАТО, — AUKUS (Австралия, Великобритания, Соединенные Штаты).

Такая аналитика хороша тем, что работает в чёрно-белой логике. Вроде не придерёшься, деградация российско-индийских отношений должна привести именно к такому печальному исходу. Как закончится прежняя инерция двусторонних «особых отношений», больше завязанных на личных отношениях Путина и Моди, нежели на реальном сотрудничестве. Всё так. Да не так. Опять-таки, этот слишком тонкий индийский Восток. С его генетическим неприятием западной модели цивилизации: рабовладельческой, колониальной, агрессивной и циничной.




Стоп, дружим осторожно.


Так можно вкратце сформулировать концепцию сближения Индии с Америкой, имеющую пограничные барьеры. Тому есть несколько непреодолимых причин, которые никогда (именно так принципиально) не бросят индийцев в горячие объятия янки с их военно-политического союзом в индо-тихоокеанском регионе. Ни в краткосрочной перспективе, ни в долгосрочной. Первая и главная причина — Нью-Дели никогда не признает себя «младшим братом», что является для Вашингтона единственным принципом «союзнических отношений».

После веков колониальных мытарств, тщательной переборке с изведением под корень властных элит, готовых запродать англичанам маму родную, в Индии сегодня правят бал щепетильные и амбициозные силы, для которых независимость и суверенитет — два слона, на которых стоит их страна. А третий — собственные внешнеполитические амбиции, где тоже мало найдётся «равных политических союзов», индийцы умеют делить своих партнёров на сорта и касты. С лимитрофом разговаривают, как он того заслуживает. Небрежно, скажем так.





Желание Индии возродить Quad — всего лишь попытка заставить и попытаться научить американцев действовать вне их модели тотального подавления союзников. Нью-Дели настаивает, к примеру: военно-морские учения, коль они проводятся, должны быть равными, число кораблей всех четырёх участников — строго одинаково по вымпелам, типам и классам кораблей. Янки на это цыкнули зубом, но стерпели.

Совместное политическое четырёхстороннее заявление, осуждающее Китай? Нет-нет, сказали индийцы — мы на такое не подписываемся, разбирайтесь с Пекином сами. Любой вопрос, который американцы стараются протащить через коллективное решение Quad (санкции на высокие технологии из Поднебесной, обвинение в распространении COVID-19, контроль над глобальным Интернетом и др.), неизменно наталкиваются на «вето» в исполнении Индии.

Такое поведение не от большой любви к китайцам, просто индийцы свято чтут собственный суверенитет, терпеть не могут командных окриков и обостряющих отношения действий. Чем очень нервируют Госдеп, непривыкший слышать слово «нет». А когда Индия (в обход гегемона) начала приглашать к сотрудничеству в рамках «Quad+» страны Западной Азии, Израиль и Объединённые Арабские Эмираты — едва не вышел скандал, самостоятельность Нью-Дели была расценена едва ли не вызовом.

Но янки терпят, хоть и цыкают зубом всё чаще, поскольку Quad без Индии — мертворождённое дитя. А затянуть индийцев в прочие форматы и военно-политические блоки категорически не получается.

Второй фактор, который «отравляет» отношения Индии и США, — диаметральные подходы к извращённой ультра-либеральной повестке «демократов». Если хотите, ценностный разрыв. Именно поэтому премьер-министр Индии Нарендра Моди очень быстро нашёл общий язык с Трампом, можно смело сказать: они стали друзьями, а в 2020-м индийский лидер поддержал Дональда Фредовича на выборах, особо отметив, что американский президент выступает за сохранения традиционного института семьи без модных сексуальных девиаций.




Сегодня на этой поляне между Вашингтоном и Нью-Дели принципиальная цивилизационная битва, попытки вице-президента США Камалы Харрис использовать индийские корни своей матери и «задружить» с премьером Моди провалились, ей было отказано в визите на государственном уровне. С напоминанием безобразных высказываний о «нарушении прав человека в Индии», «неправильной демократии» и национализме.

А когда деда Джозеф Роббинетович начал поучать индийцев, как им строить отношения с мусульманским меньшинством в стране и определять статус Кашмира, — добрые отношения между двумя лидерами стали невозможны в принципе. Тем более, Индии при Трампе было обещано место в G-7, но при администрации Байдена вопрос спрятали под сукно, тем самым нанеся индийцам тяжёлое оскорбление. Мол, не дозрели ещё до стандартов западных демократий. Хотя Индия является, вообще-то, самой крупной «демократией» в мире по численности населения.

Третий фактор, который не позволит демократам США и политическим элитам Нью-Дели договориться о союзнических отношениях, — «климатическая повестка». Здесь настоящая война идёт, отравляющая «атмосферу отношений» жуткими токсичными флюидами.

Индия находится на третьем месте в мире по углеводородным выбросам (после США и Китая). Не имея рычагов давления на Пекин, американцы решили поупражняться на индийцах в продвижении своей повестки «снижения выбросов». Ещё администрация Обамы выкатила требование (читай — ультиматум): Индия обязана принять обязательства по выходу на углеродную нейтральность к 2050-му.

На что был ответ: собственную экономику гробить отказываемся, идите… лесом.
Все попытки администрации Байдена вернуться к разговорам за климат неизменно встречают в Нью-Дели принципиальную позицию отказа садиться за стол переговоров, а после событий 2022-го года, когда вскрылся весь глобальный обман «зелёной энергетики», индийцы вообще сообщили, что выбросы углекислого газа будут только наращивать, стремясь достичь показателей великих лжецов — американцев.





Четвёртый фактор раздора — события в Афганистане. Дональд Трамп, объявляя о выводе войск, гарантировал Нарендре Моди, что будут учтены требования Индии по общей архитектуре безопасности в регионе. С привлечением Пакистана, заключением «сделки» с талибами. Байден такое заигрывание с «туземцами» посчитал излишним, войска вывел без всяких консультаций с кем бы то ни было, а когда Нью-Дели высказал свои претензии — отправил к берегам Индии два номерных Флота США поманеврировать вблизи побережья. Без всякого уведомления.


И конечно же, глухое раздражение официальных властей Индии вызывает манера янки собирать под своим крылом всякую политическую оппозицию и старательно её вскармливать на средства соросовских и госдеповских фондов. Индийская диаспора в США многочисленна, могущественна и успешна, но в её среде находится немало критиков политики Нью-Дели, лично премьер-министра Моди.

Последние два года демократические СМИ начали настоящую травлю индийского лидера за «нарушение прав человека» с помощью именно этих персонажей, симпатий к янки после этого в самой Индии резко поубавилось, а отношения между странами покрылись зимним инеем.



Выводы.


Отношения Индии с Америкой будут постоянно деградировать, потепление времён Трампа — далёкое прошлое. Янки не умеют строить равноправные партнёрские отношения, уже два года ведут себя хамски в отношении Нью-Дели. Сначала потребовав разорвать отношения с Ираном (что сразу угробит энергетику Индии), а весь последний год давят в вопросе разрыва отношений с Россией. Особенно в военно-технической сфере.

Индийцы тут подвинулись как могли (чтобы слегка щёлкнуть по носу Москву), но перейти на западное оружие отказались, приняв амбициозную военную программу по строительству суверенного ВПК. А чтобы соблюсти идеальный баланс — через посредников дали понять Китаю, что становиться «младшим партнёром» во Всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве (ВРЭП), куда вовлекаются страны АСЕАН, Япония, Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия, не намерены.

Когда Госдеп США назвал такое решение «мудрым и давно ожидаемым», наглецов из Нью-Дели попросили комментировать собственную политическую повестку, не соваться в дела суверенного государства. А после Нарендра Моди усомнился в союзнических гарантиях безопасности, которые Америка «продаёт» своим партнёрам, напомнил инцидент со сбитым русским самолётом в Сирии и бегство янки из Афганистана.

Тут же, чтобы дядюшку Сэма окончательно вывести из себя, предложил обновлённую макро-региональную концепцию «Индо-Пацифики» к востоку от Малаккского пролива строить вообще без Штатов, силами Индии и стран АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Мьянма, Камбоджа).





То есть, посмотрев на творящийся вокруг бардак в международных отношениях, Индия начала полную инвентаризацию внешнеполитических приоритетов. За прошедший год проинспектировано немало, начиная от загадочного для всех роста товарооборота с Китаем, до решения стать азиатским хабом русской «серой нефти» (иранская оказалась полностью легализована, несмотря на истерики Госдепа). И как только американо-китайское противостояние обострилось, индийцы сторону конфликта не приняли, несмотря на все уговоры Вашингтона.

Тонкая восточная игра, ничего более. Расширение индийско-американского сотрудничества — это для Китая сигнал, растущий товарооборот с Поднебесной — острастка для наглых янки. Сохранение ключевых позиций в атомной энергетике и военно-техническом сотрудничестве с Россией — всем информация к размышлению, Москвы тоже касается. Если продолжит и далее сближаться с Пекином, игнорируя индийцев, — может начаться тонкая игра, желающих занять место русских на огромном рынке Индии достаточно.

Наши невыполненные «обещанки» развивать совместное инвестирование в предприятия по разработке биотехнологий, энергетическую инфраструктуру Индии, строить новые логистические коридоры и туристический сектор, гражданскую авиацию и т.д. — индийцами взяты на карандаш, так дела с ними вести нельзя.

Да, американцы им крайне неприятны, они чужды той культуре и традициям, постоянно держат очаг напряжения в Пакистане, но когда рядом нависает Китай — Нью-Дели закроет глаза на всё, чтобы соблюсти фирменный идеальный баланс.

Чего добивается Нарендра Моди и набирающее силу националистическое движение элит вокруг него? Создания идеального мироустройства по-индийски не просто на евразийском пространстве, но во всём мире. Нам за прошлый год намекнули: Нью-Дели не пойдёт на поводу США (рост взаимной торговли, голосования в ООН, отказ вносить в повестку G-20 вопрос Украины), но готов выступить посредником в конфликте Россия-Америка. Если Москва встречным курсом займётся стабилизацией индийско-китайских отношений, признает за Индией статус «особого партнёра» и окоротит антиамериканскую политику Пекина.

Если мы с китайцами невольно ведём к разделению мира на условные миры Востока и Запада, то индийцы настаивают на другой модели политического устройства, где есть место огромному Югу. Как в этом клубке противоречий разберётся наше Начальство, найдя точку идеального баланса, — покажет 2023-й год, итоги Спецоперации и… выполнение обещаний, которыми мы щедро разбрасывались долгие годы. Пришло время исполнять, чтобы потом не обижаться на смещение «точки индийского баланса» далеко на Запад.

https://telegra.ph/Indiya-VS-SSHA--n...artnyory-03-18