13.12.2021г.

Автор: Sir Max Merfie


На минувшей неделе главными событиями стали телефонные звонки мировых лидеров, в которых собственно и был отражена основная линия текущих международных отношений. Мир пришел к ситуации, когда только прямая линия между главами ведущих держав может что-то определять. Управление мировыми процессами в ручном режиме.

Началось всё во вторник с звонка американского президента Байдена российскому лидеру Путину. Эта попытка реанимации двустороннего диалога, успешно «закопанная» Нуланд во время прошлого визита в Москву. Продолжение «Женевы-1» для США представляет очевидный интерес, что подчеркивается и активностью на данном фронте. Речь идет и о звонке во вторник, и о визите заместителя госсекретаря США в Москву 15 декабря, и о готовящемся разговоре между лидерами 25 декабря.

При этом, данный звонок породил череду других звонков, прямо связанных с первым. Речь идет о звонке Макрона Путину, звонке Байдена Зеленскому и звонке Путина Лукашенко. Все четыре звонка имеют единое основание, связующую составляющую и драматургию.

Параллельно возникли и некоторые иные последствия звонка, причем зачастую связанные не непосредственно с тематикой разговора. Это и внезапное стремление «европейских партнеров» возродить Нормандский формат и «вернуть в него Россию». И заявление Зеленского о том, что не исключен «референдум по Донбассу». Всё это звенья одной цепи и вполне укладываются в ракурс идущих переговоров.

При этом помимо денных звонков на мировой арене было еще два достаточно громких события. Первое – это так называемый «форум демократий», который организовала администрация Байдена для укрепления собственных позиций (на их взгляд) и заявление помощника президента США по безопасности о том, что нынешний миропорядок должен изменится, а институты ООН должны уйти в прошлое. Эти вещи имеют принципиальное значение, поскольку обрисовывают ту архитектуру будущего, которую хотели бы видеть в обозримой перспективе. Ту архитектуру, которая позволяет принимать выгодные им решения, оборачивая их в фантик международной законности. И мешает этому Пекин и отчасти Москва. Но если с Пекином по политическим опросам договариваться Вашингтону не о чем, то по всей видимости с Москвой придется, так как Кремль за последние годы смог создать весьма сильную «подушку безопасности» и навязать оппонентам потенциальные точки конфронтации практически по всему земному шару.

Давайте попробуем проанализировать и прошедшие телефонные звонки, и новые предложения по мировой международной архитектуре.

Байден позвонил Путину

Собственно, этот звонок стал главным на неделе, поскольку именно вокруг американо-российских отношени2й и вертелись международные отношения в последние дни. И это не странно, так как именно от позиции Кремля во многим зависит способность или неспособность Запада изменить что-то на мировой арене.

На протяжении многих десятилетий Запад в первую очередь поднаторел в искусстве разрушать и разжигать конфликты. Но проблема в том, что сейчас этому самому Западу требуется скорее созидать, нежели чем разрушать. Если США взяли курс на изменение архитектоники международных отношений, то это вряд ли можно будет сделать без создания гармоничной структуры, учитывающей интересы всех игроков. В отличие от России у запада сейчас нет опыта, похожего. Например, на урегулирование в Сирии, ЦАР и ряде других точек. Да и прошедший накануне визит Путина в Индию показал, что именно российские власти способны сшивать ткань таких острых конфликтов, как индийско-пакистанский и индийско-китайский. Запад же лишь провоцирует на противостояние.

Звонок Байдена должен был по мнению американцев привести к прорыву, по мнению Кремля разморозить процесс диалога. И хотя самому звонку предшествовала традиционная артподготовка - визит Путина в Индию, объявленные переговоры с Грецией, новые соглашения с Сербией в вопросе вооружений с Российской стороны и PRсаммита демократий, угроза новых якобы «сверх разрушительных» санкций. В последнем американцы настолько переборщили, что вызвали всеобщее удивление. Заявление о том, что они запретят конвертацию рубля, было сочтено невозможным даже теми, что еще ведется на устарелую угрозу отключения SWIFT.

Сам разговор длился два часа (что не много для таких разговоров) и по его итогам можно сказать, что некоторый диалог наладился, зам госсекретаря США прибудет в Москву 15 декабря, но не более. Попытки американской стороны говорить о прорывах практически сразу опровергаются Кремлем, как, например, по теме разрешения дипломатического кризиса между странами. При этом, однако, риторика США стала мягче, а на «форуме демократий» против России звучало традиционное, но не особо критичное. В оборонном же бюджете США вдруг полностью потерялись пункты о санкциях против России. Иного вывода, кроме как констатации, что американская сторона стала смягчать позиции в надежде на новый раунд переговоров сделать нельзя.

Таким образом, звонок Байдена стал триггером для целого ряда международно-политических процессов продолжение которых будет 15 декабря (в рамках рабочих консультаций, а значит без какой-то особой огласки) и 25 декабря в рамках очередного звонка лидеров. А вот будет ли такой «рождественский подарок» Байдену, большой вопрос.

Макрон позвонил Путину

Следующим звонком был звонок Путину от французского президента Макрона. И в нем видится, скорее разобщенность Запада, нежели чем действительно содержательный аспект. Что же было в этом звонке, о котором стороны предпочли ничего особо не рассказывать? Хотя после прошлого обмена любезностями с опубликованием содержания разговоров это и не странно.

Звонок Макрона по сути был бессодержательным, поскольку собственно не имел повестки, которую нужно решать на таком уровне. Не назовешь же повесткой озабоченность Макрона ситуацией на белорусско-польской границе (фактически уже улаженную) или очередной бред о якобы готовящемся нападении России на Украину. И тот и другой вопрос уже избиты и имеют рефлексию с российской стороны не допускающую каких-то иных интерпретаций.

Но на самом деле главной задачей Макрона в рамках звонка Путину было получение информации, о чем Путин и Байден говорили в рамках своего разговора во вторник. Президент Франции не имеет доверительны отношений с Байденом и от него никаких комментариев не получает, а то, что приходит по официальным каналам посольств двух стран с огромной вероятностью может быть недостоверным. Да и вообще американские власти французское руководство особо за своих политических партнеров не считают.

И для Франции это основание для того, чтобы нервничать, поскольку их стремление стать лидерами в ЕС (поддержанное состоявшимся визитом нового канцлера Германии в Париж) требует правильно ориентации в происходящей реальности. А реальность такова, что разморозка росийско-американских отношений (нужных США в глобальном плане) лежит через урегулирование ситуации на Украине.

Таким образом, для того, чтобы не дать именно американо-российским переговорам (без учета позиций ЕС и Франции) стать основным маршрутом международного сотрудничества (а именно через Кремль, например, ведется дозированный диалог между Вашингтоном и Пекином) и разрешения ключевых проблем нужно придать ускорение отдельным вещам, которые имеются в арсенале Парижа. И результат не заставил себя долго ждать. Франция и Германия (видимо через встречу с новым немецким канцлером) заявляют о необходимости возрождения Нормандского формата. Времени для этого мало, так как уже 25 декабря данная тема сможет стать отработанной в рамках диалога Путин – Байден.

Видимо в самое ближайшее время можно ожидать еще большей активности от Парижа в данном вопросе, в первую очередь через проработку вопроса с украинскими властями в рамках очередного заседания совета ЕС 16-17 декабря. Фактически, между США и ЕС началась гонка, кто первый использует украинскую карту.

Байден позвонил Зеленскому

И приоритет безусловно на стороне Байдена. Он уже сделал звонок Зеленскому, после которого последним были сделаны некоторые весьма громкие заявления. Таким образом, игра уже начата и в перспективе буквально двух недель должна привести к определенным результатам.

У России в отношении Украины сейчас три основных вопроса.
Первый – не нагнетать истерию по поводу якобы готовящегося вторжения. Никакого вторжения не готовится, готовится отражение агрессии Киева против ДНР и ЛНР. Не будет агрессии, не будет и реакции на нее. И Россия заинтересована в том, чтобы истерика наконец-то прекратилась. И тут все карты в руках США и ЕС, кто первый сменит риторику, тот и выиграет.

Второй вопрос – это вопрос о членстве в НАТО для Украины и Грузии. Тут позиция России однозначна – никакого НАТО в этих странах быть не должно. И речь тут не только по «подлетном времени». Это лишь аргумент, используемый российскими властями, чтобы формула «не допустим, потому, что не хотим» (фактически верная, но ущербная с правовой точки зрения) сменилась на «не допустим потому, что нам это угрожает» (формула, не очень бьющаяся с фактами (и тут можно говорить об аргументации наличия в НАТО Прибалтийских государств), но с точки зрения международных отношений, безупречная). Так вот, в этой части Россию сейчас устроит четкий и внятный ответ в духе – Украина в НАТО принята быть не может [в обозримом будущем, скажут американские или европейские дипломаты, дабы не выбивать точку опоры для поворота риторики].

Третий вопрос – сохранение стабильной ситуации на Донбассе. Россия сейчас не заинтересована влезанием в украинский вопрос. Прекрасное окно возможностей для этого будет чуть позднее в 2024 году в районе новых президентских выборов на Украине. Сейчас же главный интерес, это спокойствие на Донбассе, который де-факто уже стал частью российского пространства. И последние события об этом наглядно свидетельствуют. В ДНР и ЛНР сотни тысяч граждан России, товары этих территорий имеют свободный доступ в экономическое пространство России, а из него и на рынки ЕАЭС, а руководство имеет членский билет «Единой России». Вопрос провозглашение этих территорий частью России с территориальными претензиями на оставшуюся под Киевом частью ДНР и ЛНР лишь вопрос ряда формальных процедур. Но Кремлю спешить сейчас некуда.

В результате Зеленскому было объявлено о нежелательности украинской активности на донбасском и российском направлениях. Хотя кураторы из ЦРУ активно прорабатывают вопросы активизации конфликта. Так странная и показательная история случилась с украинским кораблем «Донбасс» готовившемся к «прорыву» через керченский пролив для обострения ситуации, но в конечном итоге вернувшимся в порт приписки. Почему? Потому что за согласованной ЦРУ акцией последовал звонок из американского Госдепа с требованием не обострять ситуацию и ждать звонка Байдена. Провокация не состоялась.

В результате, в рамках разговора с Зеленским Байденом было объявлено о невозможности прямого участия США в конфликте на юго-востоке Украины, о невозможности вступления в конфликт с Россией и о необходимости для перспектив НАТО (когда-нибудь) решить вопрос с Донбассом, причем так, чтобы это не вызвало прямого конфликта.

В это время в США в СМИ начали появляться материалы, обосновывающие абсурдность конфликта Украины и России (невозможность самосохранения первой в условиях такого конфликта при любых обстоятельствах) фактически формируя общественное мнение об обреченности Украины. Это имеет две плоскости – одну, направленную на собственно американское общество и обосновывающее почему американские войска не должны появиться на Украине. Потому что это бесполезно, пациента в таком случае всё равно не спасти. Вторую нацеленную на Киев, для которого созданная информационная масса будет своеобразной «смазкой» в американском отказе от прямого военного участия.

Из этих вводных заявление Зеленского о референдуме по Донбассу стало своеобразной квинтэссенцией всего. Референдум фактически исключает вопрос о активизации военной фазы. Так как на протяжении всего периода конфликта вопрос стоял о военном формате решения проблемы, или о мирном, но никак не о смешанном. Референдум может быть лишь в двух аспектах. Либо о признании Донбасса в рамках Украины, но с особым статусом (практически независимым, но вклинивающимся в украинскую политику). И это киевская власть допустить не может, так как в конечной точке своего развития это приведет к переходу инициативы в политическом процессе к получившему особый статус Донбассу. Так что такой вариант исключается.

Либо о независимости Донбасса, с демаркацией и делимитацией границ и прочими необходимыми атрибутами. В существующих реалиях это вполне возможно, достаточно только сигнала, что это необходимо для потенциального вступления в НАТО. И видимо данный сигнал, как своеобразный манок уже показан Зеленскому. При этом, заявление о допустимости референдума видимо является социологическим экспериментом, призванным дать ответ на вопрос о том готово ли общество и политические силы к этому.

И если не готовы, то после не очень продолжительной информационно-идеологической обработки будет готово вполне. Тем более, что такие резкие «пеермены настроения» случались уже не раз.

Путин позвонил Лукашенко

Наконец, крайним звонком стал звонок Путина Лукашенко, прозвучавший после очередной дистанционной встречи глав государств ЕАЭС. На данной встрече Лукашенко попытался перевести текущую ситуацию в отношениях между Белоруссией и рядом государств (Польшей, Литвой. Латвией) в часть повестки ЕАЭС.

С одной стороны, это удалось, он высказался и был услышан, с другой нет, так как формат ЕАЭС экономический, а не политический, а значит в данном момент данная структура имеет ограниченный арсенал средств включения в ситуацию. Разве что выразить озабоченность и заявить о недопустимости недружественных действий. Для остальное ЕАЭС в принципе не подходит, формат не тот.

Последовавший затем звонок Путина Лукашенко надо полагать являлся своеобразной стрелкой часов, поскольку в текущем раунде мировой политической битвы Путин и Лукашенко оказались по одну сторону баррикад, правда в разных ролях. Путин в роли переговорщика, выдерживающего накат со стороны Байдена и прочих (причем Пескову даже приходится объяснять, что Байден не давил на Путина, хотя в принципе не ясно зачем об этом говорить. Посчитаем это художественным творчеством самого Пескова).

Лукашенко выступает в роли катализатора, который сейчас может особо не сдерживать свои порывы и своими действиями моментально повышать или понизать градус напряженности. Использование такого катализатора, конечно крайне сложно, так как Лукашенко может в любой момент выкинуть что-нибудь невообразимое, в том числе и против Путина лично.

Текущий звонок Путина Лукашенко, судя по всему был пронизан основной мыслью. Лукашенко было предложено чуть-чуть придержать коней и излишне не напрягать ситуацию. В результате в последние дни от Лукашенко не слышно громких заявлений, которые могли бы осложнить ведение переговоров. И вероятно до 15 декабря и не будут слышны. А дальнейшее зависит от готовности США к конструктивному диалогу по подготовке ко второму телефонному разговору Байдена и Путина.

Ждать ли от второго звонка прорывов? Нет, разумеется. Прорывов не будет. Но если первые шаги к диалогу увенчаются успехом, а дальше американская сторона не «сорвет стоп-кран», как это сделала Нуланд после «Женевы-1», то у сторон может получиться выстроить переговорную линию и в итоге через несколько месяцев даже организовать очный саммит лидеров двух государств. Предположительно в феврале-марте 2022 года. И вот там уже могут быть намечены попытки выйти из сложившегося глобального кризиса международных отношений. Но это уже другая история.

https://glav.su/forum/threads/1593513