19/06/2014



Ливия балансирует на грани худшего кризиса со времён свержения режима Каддафи в 2011 году.
В прошлом месяце войска, верные генералу Халифа Хавтару начали дерзкое наступление на действующий национальный конгресс в Триполи, обвинив преимущественно мусульманский парламент в связях с местными боевиками и пособничестве терроризму. Провозгласив анти-исламистское наступление чтобы избавить страну от того, что он называет «спонсируемым из-за границы терроризмом», Хафтар призвал к временному прекращению работы парламента и созданию нового Совета для управления страной. Сообщается, что Хафтар планировал переворот более года, потихоньку укреплял военную мощь для достижения политической власти. И хотя парламент остаётся неизменным, а новый премьер-министр Ахмед Майтик заручился в нём вотумом доверия, ситуация остаётся напряжённой. Теперь генерал Хафтар, похоже, избрал тактику использования силы для атаки на исламистских боевиков в надежде заручиться большей поддержкой электората на будущее. Член небольшой группы офицеров, принимавших участие в перевороте 1969 года, приведшего к власти Муаммара Каддафи, Хафтар позднее попал в плен во время войны Ливии против Чада в середине 80-х годов. Видимо он был зол на Каддафи, и по слухам, в Чаде он состоял в подразделении командос, обученных и организованных Соединёнными Штатами для свержения режима Каддафи. После того, как в 1990-м правительство пало, Хафтару было предоставлено убежище в Соединённых Штатах, где он провёл 20 лет в штате Вирджиния – всего лишь в миле от штаб-квартиры ЦРУ – как активный деятель ливийского оппозиционного движения. На протяжении 90-х Хафтар был лидером военного крыла Ливийского фронта национального спасения (НФСЛ), которое, как он утверждает, получает помощь от ЦРУ. По словам историка Дирка Вандевалле, поддержка США и Франции позволила военному крылу ЛФНС, так называемым «Силам спасения», на протяжении многих лет проводить атаки на режим Каддафи. «Силы спасения» были одной из немногих подпольных группировок, о которых говорят, что они имели возможность нацеливаться на ливийских правительственных чиновников, выезжающих за пределы Ливии. Хафтар вернулся в Ливию в 2011 году после того, как началось восстание против Каддафи и отправился в Бенгази командовать силами повстанцев по распоряжению Переходного национального совета (ПНС). Недоверие внутри ПНС к Хафтару из-за его связей с американским правительством, однако, привело к серьёзной междоусобице и назначение другого командующего над повстанцами, Абдулы Фатха Юниса. Позднее Юнис был убит повстанцами в восточной Ливии, что подчёркивает наличие внутренних раздоров в оппозиции. В марте 2011-го, когда интервенция НАТО в Ливию начала раскручиваться, президент США Барак Обама предсказал, что Ливия столкнётся с серьёзными проблемами обеспечения стабильности, как результатом того, что он назвал 40 годами тирании, оставившими Ливию расколотой, без сильных гражданских институтов». Наследие Каддафи безусловно актуально. Но нынешняя нестабильность также является и прямым результатом вмешательства НАТО, подпитывавшего распространение вооружённых ополченцев и тяжёлого вооружения в стране и способствовавшего распространению оружия по всему региону. Ливийская интервенция и её последствия Мандат на использование силы в Ливии основывался на постановлении Совета безопасности ООН за номером 1973, наделившей международные вооружённые силы правом защитить гражданское население (UNSCR 1973). Но фиктивная гуманитарная миссия быстро переросла из защиты гражданского населения от насилия со стороны правительственных и полувоенных формирований в прикрытие свержения режима Каддафи. Франция стала первой страной, признавшейся в предоставлении оружия и боеприпасов ливийским повстанцам, переброске по воздуху 40 тонн оружия и боеприпасов и тайной поставке через Тунис танков. Катар также поставлял вооружения, включая современные противотанковые ракеты французского производства, а Объединённые Арабский Эмираты (ОАЭ) осуществляли материально-технической снабжение – всё с разрешения США. Проведённые Экспертной группой ООН по Ливии обнаружено, что как Катар, так и ОАЭ нарушали эмбарго на поставку оружия установленное резолюцией 1970 Совета безопасности ООН (эта резолюция была принята до резолюции 1973) осуществляя прямые поставки оружия и боеприпасы ливийской оппозиции. Доклады также указывают, что силы специального назначения США, Великобритании, Франции и Катара предоставляли тактическое сопровождение и обучение повстанцев во время сбора разведывательной информации на местах для нанесения ударов НАТО. Иностранное вмешательство напрямую изменило ход войны и помогло преобразовать многочисленные ливийские повстанческие формирования в мощные вооружённые бригады. Но осуществившим вторжение державам не удалось добиться надлежащего выполнения программы разоружения, демобилизации и реинтеграции, задействованной после войны. Вместо этого они оставили Ливию сильно милитаризованной страной в руках негосударственных вооружённых субъектов – таких как силы Хафтара – захвативших контроль в разрозненных районах страны. В докладах содержится оценка, что примерно 1,700 вооружённых групп вышли из рядов повстанцев, воевавших в конфликте 2011 года. В виду нехватки человеческих ресурсов и политической воли и для укрепления контроля послевоенному правительству Ливии, чтобы обеспечить безопасность в Триполи и по всей стране, пришлось опираться на революционных повстанцев. К примеру, перед «Бригадой 17 февраля» была поставлена задача обеспечить безопасность американского консульства в Бенгази – решение, возможно способствовавшее атаке на консульство в 2012 году, когда погиб посол Кристофер Стивенс. Стало совершенно очевидным, что цели многих из этих ополченцев далеки от демократических. Могущественные повстанческие силы совершали серьёзные злоупотребления, нацеливаясь на группировки, считавшиеся лояльными Каддафи и притесняя их. Органами ООН и правозащитными организациями также задокументированы массовые незаконные задержания силами повстанческих группировок, а также практика регулярных пыток в пенитенциарной системе под руководством вооружённых негосударственных агентов. Быстрое расползание оружия Хотя Соединённые Штаты, как утрверждается, одобрили большую часть оружейных поставок, произведённых и оплаченных ОАЭ и Катаром, власти США позднее выражали озабоченность тем, что оружие, включая вооружения французской и русской разработки, в конечном итоге оказалось в руках боевиков-исламистов. Действительно, экспертной группой ООН установлено, что во время ливийского восстания «поставка вооружения и боеприпасов производилась без каких-либо мер безопасности на местах, что вылилось в неконтролируемое движение снаряжения». В результате как притока оружия, так и неспособности правительства Ливии обезопасить вооружение, оставшееся от режима Каддафи, в Ливии расцвела контрабанда оружия, превратившая страну в источник вооружения для конфликтов по всему региону. Контрабандные маршруты поставки оружия пролегли как из Ливии в Сахель, так и из Восточной Ливии в Египет и Сектор Газа. Эксперты ООН выявили случаи незаконных поставок тяжёлого и лёгкого вооружения, включая переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), в более чем 12 стран региона. Распространение ливийского оружия подпитывает конфликты в других странах с пугающей быстротой. По данным экспертной группы, ливийский конфликт оказал серьёзное воздействие на такие страны Сахеля, как Мали и Нигер, где «возникли новые вооружённые оппозиционные группировки, а для террористических организаций и преступных сетей открылось новое пространство для деятельности». Как показывают отчёты, мятежники Боко-Харам из Нигерии также получали подкрепление оружием из Ливии, включая АК-47, реактивные гранатомёты и ПЗРК. Сирийский конфликт также усугубился в результате притока из Ливии оружия и боевиков. Бывшие ливийские полевые командиры, такие как Махди аль-Харати, давали репортёрам в Сирии интервью, в которых утверждали, что сражаются в рядах Свободной Сирийской Армии. Сообщения о том, что поток ливийского оружия идёт в руки повстанцев с одобрения ПНС, начали циркулировать ещё в ноябре 2011 года. Оружие в Сирию якобы забрасывается через Турцию и, как говорят, включает реактивные гранатомёты и переносные ракеты класса земля-воздух, помогающие повстанцам атаковать сирийские ВВС. Экспертная группа ООН обнаружила, что эти поставки «были организованы под наблюдением или с согласия ряда деятелей из Ливии, Сирийской Арабской Республики и граничащих с ней стран». Непринятие в расчёт возможных последствий интервенции в Ливию можно рассматривать, как ужасную стратегическую ошибку США и их союзников по НАТО. Неспособность установить связь между конфликтами, выходящими за пределы границ, демонстрирует близорукий подход к выработке политической стратегии, при которой решения властей основываются на текущих проблемах, без принятия в расчёт долгосрочных последствий. Такой подход к конфликтным ситуациям учитывает лишь изолированный контекст, без учёта транснациональных угроз и глобальных проблем. Недавнее нападение на ливийский парламент и безудержное расползание оружия, вытекающего за пределы страны, должны послужить поучительной историей о непреднамеренных последствиях иностранного военного вторжения на Ближний Восток и в Северную Африку.
Джесси Францблау, политический аналитик и активист борьбы за свободную информацию, работающий в Национальном Архиве Безопасности.

Ливия: Поучительная история | Военно-политическая аналитика