19.12.2013г.

Фото: EPA



Крупнейшая сепаратистская группировка Ливии заявила о начале прямого экспорта нефти в обход официального Триполи. Страна сделала еще один шаг в сторону полного демонтажа ливийской государственности


После падения режима Каддафи общая обстановка в Ливии продолжает ухудшаться. Это происходит, несмотря на некоторые надежды, связанные с возобновлением экспорта ливийской нефти на международный рынок по контрактам официального Триполи с транснациональными корпорациями.
До, во время и после революции черное золото Ливии – основной источник ее валютных доходов – всегда оставалось в фокусе внимания иностранных нефтяных компаний. Этим обстоятельством и хотело воспользоваться центральное правительство, желающее поправить свой бюджет. Однако теперь значительный кусок доходов от экспорта нефти, судя по всему, выпадает из рук Триполи, поскольку для этого требуется контроль над территорией страны, что недостижимо в нынешних обстоятельствах.
Очередной удар по репутации центрального правительства нанесла одна из крупнейших в Ливии вооруженных группировок, возглавляемая Ибрагимом аль-Джатраном, которая договорилась с американцами о прямых продажах нефти. Первый танкер то ли должен уйти в ближайшее время, то ли уже ушел. И это несмотря на полугодовой давности обещание премьер-министра Ливии Али Зайдана атаковать с моря и воздуха любой иностранный танкер, который приблизится к захваченным сепаратистами нефтяным терминалам.



Эти угрозы подвисли в воздухе. Всем понятно, что у центрального правительства нет сил, чтобы воспрепятствовать нелегальным поставкам нефти. И тем более осуществить угрозу там, где замешаны США. Кстати говоря, интересен сам факт участия американцев в явно незаконной сделке и почти демонстративном игнорировании новых ливийских властей. По идее, Штаты должны были как раз всемерно поддерживать прозападное правительство, придавать ему больше легитимности. Но все происходит с точностью до наоборот. И это – один из тех парадоксов, которыми так полна внешняя политика Вашингтона.
Лоббируемая Западом "арабская весна" принесла в Африку запах тления. Не избежала этой участи и Ливия. Сегодня страна раздираема на части и, скорее всего, процесс распада вступил в неконтролируемую фазу. Говорит директор центра партнерства цивилизаций МГИМО МИД России Вениамин Попов:
«Ливия переживает период полураспада. Страна никак не может прийти в себя после страшных натовских бомбардировок. Режим Каддафи существовал более 40 лет. Он был остовом, соединяющим части страны. Сама Ливия образовалась из трех провинций. Каддафи сумел объединить все племена.
Когда остов исчез, Ливия стала рассыпаться. Процесс ускорился из-за того, что многие племена вооружились. У Каддафи были огромные оружейные арсеналы. И все это попало в руки граждан. Ливия стала страной вооруженных милиций. Центральное правительство существует на бумаге. Но группировки обладают огромным военным потенциалом. Страна постепенно дезинтегрируется. На самом деле добыча ливийской нефти упала в несколько раз. При Каддафи она была более 2 миллионов баррелей. Сейчас – 250 тысяч. Но страна очень богатая. Крупные племена хотят большей самостоятельности в плане использования нефтяных доходов. И центральное правительство не имеет сил, чтобы как-то с ними бороться. В стране правят вооруженные группировки. Причем некоторые – экстремистского толка, близкие к «Аль-Каиде».


Ливийская экономика до гражданской войны 2011 года отличалась налаженным механизмом добычи и транспортировки нефти и газа. Экспорт этих ресурсов позволял Каддафи обогащаться самому, но еще и проводить щедрые социальные программы. Нет сомнения, его режим был диктаторским. Но Ливия при полковнике не испытывала таких страданий, какие испытывает сейчас.




Ливийцы относительно однородны в этническом и религиозном смыслах. Главная проблема местного общества – сохранение родоплеменного строя. Архаичное сознание очень сильно у большинства ливийцев. В современном мире это явление получило название трайбализма и считается настоящим бичом многих развивающихся стран. За десятилетия правления Каддафи противоречия между племенами не могли проявляться открыто, теперь же такому проявлению ничто не препятствует.
Группировка аль-Джатрана, намеренная торговать ливийским черным золотом напрямую, выступает за широкую автономию богатого нефтью восточного региона Ливии – Киренаики. В этой области расположены крупные города, главным из которых является Бенгази (именно там началась революция 2011 года). В октябре этого года регион провозгласил свою автономию. Ситуация с безопасностью и правами человека здесь просто катастрофическая и на данный момент не замечено никаких признаков ее улучшения.
Собственно, сепаратизм и коммерция в Киренаики представляют собой две стороны одной медали. То ли политика поставлена на службу экономике, то ли – наоборот. Ясно одно: прямая торговля нефтью дает местным лидерам необходимую финансовую поддержку для продвижения сепаратистского проекта. И одновременно резко обостряет внутренние противоречия. Ведь и другие области страны захотят откусить свой кусок «нефтяного пирога». И раз уж центральное правительство демонстрирует свою слабость, его в политико-нефтяных расчетах можно не учитывать. В результате Ливия будет иметь новый виток гражданской войны.
Более чем вероятно, что финальный аккорд этого процесса прозвучит уже в следующем году, после выборов в ливийский Всеобщий национальный конгресс, где лидеры мятежных регионов намерены подвести формальную черту под существованием единого государства. Говорит главный редактор информационно-аналитического издания "Геополитика" Леонид Савин:
"Там, где есть залежи природных ресурсов, обязательно начинается сепаратизм. И, как правило, сливки снимают транснациональные корпорации. Процесс распада суверенных государств в Африке будет продолжаться, если не будет найдено какое-то принципиальное решение. Например, Муаммар Каддафи когда-то предлагал создать единую Африку с единой африканской валютой и едиными вооруженными силами. Этот план не был реализован. Вряд ли это получится осуществить и в дальнейшем".


Многие эксперты и прежде и ныне сомневаются в рациональности панафриканского плана Каддафи. Но дело даже не в том, где Каддафи заблуждался, а где – нет. Он, как и Асад в Сирии, доступными средствами удерживал регион от анархии. Теперь же там на полную катушку запущен обратный процесс: Африка дезинтегрируется, в некотором смысле даже деградирует, если понимать под деградацией рост количества горячих точек, локальных социально-политических кризисов, которые, срастаясь между собой, образуют огромную дугу нестабильности. Ливия стала частью этой дуги. Говорит директор центра партнерства цивилизаций МГИМО МИД России Вениамин Попов:
"Будущее страны будет зависеть от того, как развернутся события в соседних государствах. Прежде всего в Египте, Тунисе и Алжире. Потому что эти страны оказывают очень большое влияние на Ливию. Достаточно сказать, что при Каддафи в Ливии работал миллион египтян при населении страны в 6 миллионов.
Как ситуация в названных странах скажется на Ливии, можно будет увидеть к лету будущего года. К тому времени новые выборы пройдут и в Египте, и в Тунисе, и в Алжире. Там установится какое-то новое соотношение между светскими и религиозными силами. Это очень важный вопрос для практически всех арабских стран".


Восстановление экономического потенциала Ливии с позиций сегодняшнего дня представляется крайне непростым делом. Для начала надлежащего уровня нефтедобычи и масштабного экспорта сырья центральному правительству необходимы солидные финансовые ресурсы. А проблема инвестиций упирается в нежелание западных финансистов идти на риск в условиях экономического кризиса у себя дома и растущей нестабильности на Африканском континенте.
В свою очередь, отсутствие капиталовложений и деградация промышленности усугубляет социально-экономическую обстановку в стране. Как следствие – растут политические и правовые риски. Иными словами: Ливия попала в дурную бесконечность. Всего за пару лет некогда вполне успешное, самостоятельное государство деградировало чуть ли не до уровня Сомали. Очередная попытка демократизации по иноземным шаблонам оборачивается трагедией. К сожалению, это происходит не в первый раз. И, вероятно, далеко не последний.


Сергей Дузь

Ливия попала в дурную бесконечность? (АУДИО) - Новости - Политика - Голос России