Пишет deklisson (deklisson)
2013-04-03 10:44:00



Начало:http://za-kaddafi.ru/portal/novostno....html#post8666


…Вот так побывал я в стране каменных роз. Не могу сказать, что эта моя поездка не имела продолжения - мой собеседник встал и прошелся по комнате, потянувшись. Чаю не хотите, суданская роза, каркаде? Я вежливо отказался, что было немудрено после пяти или шести чашек кофе с котором мы коротали ночь.
- А что было дальше,- поинтересовался я когда мы вышли подышать свежим воздухом на плоскую крышу виллы.
- Дальше? Я продолжал работать на морской базе и встретил там кавторанга, с которым мы случайно столкнулись у Дахиля в кабинете, он отвечал за группу югославов, работавших на базе по технической части, с ним мы посетили Тобрук, главную базу ВМС, съездили пару раз в Бенгази, а затем приняли участие в учебных стрельбах ракетами « Рубеж» под Сиртом. Лотфи, кстати, был выпускником Измаильского училища, а затем был военно- морским атташе в Москве. Внимание морским делам в 1986 году значительно усилилось, силы 6-го флота США активизировались в прилегающих к территориальным водам Ливии районах. Возможно из-за этого, каперанга Пашутина перевели на контроль аппарата Советника по ВМС. Заводы к тому времени были практически достроены и готовились к сдаче.
- Скажите, все не дает покоя мне вопрос один – Пашутин, не родственник ли генерала армии, начальника 2-го управления ГШ ВС СССР, в просторечии Главразведупра, или просто ГРУ?
- Сын его. Он позже стал контр адмиралом.
- То- то, я думаю, то ли тезка, то ли родственник…
- Мда… пойдемте вниз, свежеет уже. Тут утра холодные в это время года. В пустыне так просто замерзаешь. Кстати когда ваша группа улетает? Вы через Вену летите? В воскресенье? Тогда предлагаю завтра съездить в Лептис Магну, не были там? Потрясающее место. Розы у вас уже есть, докупим сувениры из Лепты и добавим к ним пару тарелок ручной чеканки с рынка, где мы были, в старом городе. Там на море сейчас хорошо, осьминоги подходят, рыба разная... мы ее как то набрали после бомбежки американской пару корзин, ливийцы боялись, говорили отравленная, странные они бывают.
Наутро, выехав на восток, мы достаточно быстро проскочили пробки на выезде из Таджуры и через пару часов въехали в просыпавшийся Хомс. У старенького цементного завода уже стояла очередь из цементовозов и миксеров. К Триполи катили автобусы нагруженные сумками и чемоданами. Их Египта, сезонные рабочие – объяснил нам наш водитель, приданный нам из Службы протокола. Свернув с шоссе к морю, мы проехали по чистым улочкам, застроенными, в основном, двухэтажными домами с магазинчиками на первых этажах, мимо здания местной «балядийи» и проследовали по стрелке на облезшем от солнца и соли указателе с надписью «The Great Lebda Welcome».
Где она была эта Лебда было непонятно, мы заехали в заросли невысоких деревьев и кустарников, наподобие ив, время от времени попадались и эвкалипты, в конце концов, ухабистая старая асфальтовая дорога привела к распахнутым воротами, за которыми прятались в тени несколько автобусов и виднелись белые домики с дверями и окнами, увешанные всякой сувенирной продукцией. Там же был кафетерий, у которого несколько японцев, судя по виду, перекусывали сэндвичами и, судя по их гортанным репликам, открыли для себя незабываемый вкус ливийской хариссы, которую в подобных забегаловках щедро клали во все: и в гамбургеры, и в яичницу, и в сэндвичи. Горячий кофе вкупе с ледяной битер содой или пепси колой дополняли меню таких перекусов, превращая эпителий желудка либо в дырявое решето, либо, в броню, тут уж кому как…
Мустафа, так звали водителя, быстро принес нам входные билеты, «бесплатные», гордо помахал он ими, нам положено как гостям Департамента, он же отогнал кучку, приставших было к нам, торговцев. На обратном пути, перед отъездом они сбрасывали цену, чуть ли, не вдвое, предпочитая хоть какой- то заработок потере клиента.
Проследовав вслед за гидом, по тенистой алее из эвкалиптов, мимо обломков статуй и остатков выжимных прессов для оливкового масла мы вышли к обрывавшемуся склону с лестницей из нескольких десятков ступенек ведшей вниз к огромной арке из песчаника, возвышавшейся на фоне поросших ивами и литопсами гряд холмов, уходивших к горизонту. Колоссальное сооружение, увенчанное барельефами, имело вид портика, открытого на четыре стороны, от нее начиналась мощенная каменными плитами дорога, центральная улица древнего города. Чуть поодаль справа и слева виднелись остатки стен и изломанные верхушки колоннад, стены храмов, жилых домов, песок приоткрывал полукруглые крыши, панорама города впечатляла.
- Великая Лебда – прошу любить и жаловать, молвил мой спутник, жестом предлагая спуститься по лестнице. Перекинувшись парой фраз с приданым нам гидом, он махнул рукой, отсылая того к группе показавшихся на алее японцев.
- Пусть к ним идет, толку от него, я вам все лучше него расскажу, бывал тут не раз, да и просто учил когда- то историю. Вот она, прошедшая слава мира, Лепта была столицей Северной Африки, вернее, ее побережья. Собственно, она, Сабрата и древняя Оэя, нынешний Триполи и дали название Триполитании – стране трех городов.
- Их ведь финикийцы основали, не так ли? А на востоке – наоборот, греки, там, где Суса, Шаххат?
- Именно. Пентополис, страна пяти городов, нынешняя Киренаика основана была выходцами из Греции, Кирена, Тольметта, Суса, Аполлония были крупными центрами торговли, но все-таки уступали Лепте. Она однажды практически стала де-факто столицей Империи, ведь Септимий Север был местным уроженцем. Легендарная личность был этот Север. Ходи с походами на Византий и даже в Британию. Сам же город был огромен – в нем насчитывалось окло 40 000 жителей, и это, не считая многочисленных вил и поместий, раскиданных в окрестностях. Все то, что мы видим, раскопали итальянцы в конце 30-х годов. Этакий Эльдорадо северной Африки. Кстати, об Эльдорадо мы с вами тоже поговорим, если хотите. «Эльдорадо Каньон» - операция США против Каддафи стала вместе с французской «Мантой» в Чаде своеобразным водоразделом в политике Ливии и в отношении ее руководства к регулярной армии. Но, обо всем попорядку…