19.02.2013г.
Часть 1 Часть 2 Часть 3

И все-таки, почему именно Ливия подверглась столь открытому и жестокому нападению со стороны НАТО? Что было сделано такого, чтобы заслужить показательную порку от США и НАТО в то время, как совсем недавно М.Каддафи ходил у западных демократий в любимчиках, пребывая в ипостаси уникального примера превращения «плохого парня, баловавшегося с ядерным, химическим и прочими видами оружия, в хорошего»?
Ведь ни Тунис, ни Египет, ни Бахрейн, ни даже Йемен, где обстановка была ненамного лучше, а в чем-то и похуже, чем в Ливии, не испытали на себе столь лобовой и беззастенчивой атаки! В почти аналогичной ситуации оказалась только Сирия.
В Ливии сыграло свою роль множество факторов, разумеется, ее стратегическое положение в Средиземноморье и Африке, наличие солидных запасов нефти и газа, их высокое качество, легкость добычи, налаженная сеть транспортировки углеводородов в Европу, географическая близость к ней, наконец, наличие в стране гигантских запасов пресной воды.
Однако вряд ли можно сомневаться и в том, что Ливийскую Джамахирию наказали еще за ее лидера. Разве было случайным, что на различных этапах развития ливийского кризиса американцы, британцы, французы, да и другие открыто обуславливали завершение бомбежек уничтожением лично М.Каддафи? 20 октября 2011 г. конвой лидера был «случайно» разбомблен французскими самолетами, а сам он зверски убит некими «повстанцами из Мисураты». Отвратительные сцены этой расправы над пленным попали в международные СМИ и были осуждены руководителями многих стран, хотя некоторые известные миру политики вначале откровенно радовались случившемуся. Поскольку тотчас же после гибели М.Каддафи операция НАТО в Ливии была прекращена, это и было ее основной целью, что бы ни говорилось.
Напомним, что ливийский лидер всегда резко негативно выступал против НАТО, критиковал ее действия в Сербии, Косово, Афганистане, расширение альянса на восток, включение в его орбиту постсоветских гособразований. Не добавило симпатии в отношения М.Каддафи с «атлантистами» и его категорическое неприятие линии на присоединение к НАТО Украины и Грузии, его интересные и острые статьи на эту тему, наконец, его открытая поддержка России в военных действиях во имя спасения населения Южной Осетии от грузинского геноцида в августе 2008 г.
М.Каддафи неоднократно заявлял, что выступает сам и призывает всех арабов и африканцев поднять свой голос против «превращения Средиземного моря во внутреннее озеро НАТО». Не меньшее недовольство у натовцев и, естественно, Вашингтона, вызывали и идеи М.Каддафи о предоставлении мест постоянного базирования в портах Ливии для иных, не натовских флотов.
Не прибавилось тепла в отношениях между Ливией и Западом и вследствие мер по усилению национального контроля над разработкой месторождений углеводородов и увеличению доли Триполи в доходах от нее. Лидер вынудил западные нефтяные и газовые корпорации работать на значительно менее выгодных условиях, чем те, что были прежде. В результате изменения контрактов ряд американских и европейских нефтяных компаний заплатили Триполи $5,4 млрд. в виде авансовых «бонусных» выплат. На очереди стояла «Oasis Group», включающая американские компании «Conoco Phillips», «Marathon» и «Hess». В одной из депеш Посольства США в Триполи, раскрытой «Викиликс», прямо говорилось: «…угроза принудительного пересмотра и перезаключения контрактов создала опасный международный прецедент - “новую парадигму для Ливии”, которая может повториться по всему миру в растущем количестве нефтепроизводящих стран». Еще больше встревожили США слова, произнесенные М.Каддафи в январе 2009 г., о возможности «национализации нефтяной и газовой отраслей». Как здесь не вспомнить реакцию западных стран, когда в начале 70-х гг. прошлого века одна за другой арабские страны национализировали собственную нефть?
Имелся здесь и другой, совсем не выгодный для Запада момент: Джамахирия в последний период ее существования стала активно развивать нефтегазовое сотрудничество с Китаем и Россией, подписала с их компаниями ряд масштабных контрактов в нефтегазовом секторе, а также в сфере строительства и телекоммуникаций. В феврале 2010 г. М.Каддафи публично заявлял, что в Триполи довольны работой этих организаций и настроены на ее продолжение, возможно, в многостороннем варианте. Подобные идеи ливийский лидер продвигал в отношении целого ряда африканских стран, прежде всего там, где были сильны позиции ливийского капитала.
Кроме того, Каддафи в последний период своей жизни направлял взоры в сторону Латинской Америки, считая, что именно в этом регионе будет решаться, по какому пути станет развиваться современное общество. Опираясь на свои личные отношения, ливийский лидер и президент Венесуэлы Уго Чавес подтягивали на свои позиции других близких им по духу и взглядам латиноамериканских руководителей, каковых на этом континенте им представлялось большинство. Под будущий стратегический союз подводилась серьезная материальная база: был создан совместный ливийско-венесуэльский банк с капиталом в $1 млрд., обсуждалась тема плотной координации работы на нефтегазовом рынке и даже отказ (со временем) от использования американского доллара в расчетах за нефть. Подобные идеи М.Каддафи усиленно проводил и в рамках Африканского союза, в т.ч., в плане создания общеафриканской валюты - золотого динара. Могло ли это понравиться Западу?
Отныне, с мученической гибелью ливийского лидера (его убийцы сделали все, чтобы нарушить последнюю волю покойного и не позволить ему уйти в мир иной «шахидом»), эти идеи, видимо, осуществятся не скоро.

Чамов Владимир Васильевич, Чрезвычайный и Полномочный посол.