21.07.2022г.

Исторические напёрстки



Много вопросов по данной теме, даже неожиданно. Стосковался народ русский по союзничкам антибандеровкой коалиции. Ладно, не обессудьте, но о тайных планах Москвы и Тегерана ничего не скажу. Потому что тему «продажи Ираном своих беспилотников» поднял похожий на гротескного персонажа, без единого проблеска мысли в стеклянных глазах, господин Госсекретарь США Энтони Блинкен.


Хоть и бывал да тёрт Ваш покорный слуга, но дрожь пробирает, глядя на этот продукт американской политической культуры. Малообразованный врун и отъявленный провокатор. Поэтому к речам о «ближайшей поставке сотен иранских БпЛА» отношусь скептически. Особенно в свете официальных заявлений официальных лиц России и Ирана, опровергших такой вброс перед визитом страче Байдена на Ближний Восток.


Расцениваю данный трюк — попыткой завязать на более высоких тонах разговор «об агрессии Ирана», припугнуть незнамо кого «аццкими санкциями», потрафить Израилю воинственными речами о создании анти-иранской коалиции, одёрнуть Эмираты, в последнее время ведущих с персами тайные переговоры по некоторым островам Персидского Залива. То есть, ничего серьёзного, обычная трескотня невменяемого Госдепа.



Э. Блинкен, госсекретарь
Но тема с иранскими БпЛА интересная, готов доложить: лично ручками несколько аппаратов трогал, погостив в 2006-м и 2009-м годах в Тегеране. Всегда как-то попадали визиты на середину апреля, чтобы не пропустить День национальной Армии, когда проводятся масштабные военные парады и выставки достижений персидского милитаризма. Есть что посмотреть, особенно когда экскурсоводом выступает боевой побратим в немалом чине ракетных войск Корпуса стражей Исламской революции, «коренной бакинец» по национальности.


Так вот, именно граждане бывшей Азербайджанской ССР стали техническим ядром для создания уникальной линейки иранских беспилотников, многие специалисты Бакинского агрегатного ПО (БАПО) «им. 50-летия Советского Азербайджана», занимавшиеся разработками для военной и гражданской авиации, оказались в Иране после распада Союза. Со временем еле живая «Организация аэрокосмической промышленности вооружённых сил Ирана КСИР» стала практически «азербайджанской», сегодня она объединяет пять авиационных организаций, руководит десятками предприятий ВПК за очень высокими заборами.


За последние три десятилетия Иран добился, чего скромничать, серьёзных успехов в области беспилотной авиации, отстроил собственными силами огромную отрасль. Многое из технологий откровенно украл у «западных партнёров», закрывших страну санкциями с 1989 года, что-то полулегально получил через третьи страны Персидского Залива и Африки. Занимался вербовкой нужных специалистов в Германии, Канаде, России через азербайджанские диаспоры. В итоге, Тегеран успешно вышел на мировой рынок БпЛА, насытив ими собственную Армию с огромным запасом.




Американские, израильские и саудовские спецслужбы насчитали на 2020-й год в арсенале Ирана не менее двух сотен… наименований и типов беспилотников, от барражирующих боеприпасов и ударных дронов до фюзеляжных аппаратов класса малой авиации. Ещё больше сделано прототипов, секретных и не очень, которые изготавливаются мелкими сериями под конкретные ТЗ заказчиков и нужды спецподразделений Корпуса стражей Исламской революции, армии и флота.

Семейство «Mohajer».

Самая секретная линейка беспилотников Ирана, по сути модернизируемая регулярно платформа, аналог наших разведывательных «Орланов» и ударных «Орионов». «Мохаджер» (иммигрант/эмигрант, переселенец) стал первым дроном-наблюдателем ирано-иракской войны, его название связано с историей ислама, подразумевает «мохаджиров», первых мусульман, приехавших с пророком Мухаммадом в Медину.


Начиналась эволюция с тактических беспилотников наблюдения, летали они хорошо, но недалеко. Сегодня являются наиболее зрелыми, с технологической точки зрения, иранскими моделями. Их крайне неохотно продают за рубеж, экспортные «Мохаджеры» лишены многого функционала, позволяющего аппаратам нагло резвиться в небе Ирака и Сирии, назло американцам, туркам и израильтянам.



Raad-85.

Один из самых любимых БпЛА иранских сухопутных сил. По внешнему виду представляет из себя дальнейшую ступень развития «Мохаджера-2», ударного беспилотника-камикадзе. Впервые о нём заговорили в 2011-м, именно как о высокоточном оружии. А в 2013-м спецслужбы Израиля добыли видео учений КСИР «Great Prophet», где Raad-85 уверенно уничтожили батарею «гаубиц», несколько единиц движущейся «бронетехники» и парочку ДОТов.

Официальный представитель командующего сухопутными войсками заявил вскоре: Raad с дальностью полёта в 100 километров уже серийно поступает на вооружение, а через два года появится модель с дальностью полёта в 250 км. Так и случилось, новый Raad-85 встал на боевое дежурство в 2015-м, с формулировкой: «для ударных миссий дальнего действия». Кстати, этими БпЛА оснастили части ракетной артиллерии (Nazeat и Zelzal), гордость современного Ирана, разработавшего оперативно-тактические и крылатые ракеты, летающие на расстояние до 300 км.



Raad-85Mohajer-2N.

Тоже любопытный аппарат, более глубокая модернизация «Мохаджера-2», появился в поле зрения восемь лет назад на авиа-шоу в Кише. Внешне неотличимый от своего предшественника, увеличил дальность полёта с 50 км до 150-ти, продолжительность нахождения в воздухе с полутора до шести часов из-за размещения в крыльях дополнительных топливных баков. Способен нести пусковые установки ракет «воздух-поверхность» и «воздух-воздух», тоже приписан к сухопутным силам.


Существует экспортная версия «Mohajer-2N», поставляется в товарных количествах в Венесуэлу под местным названием «Arpia» (Гарпия). В таком исполнении не очень впечатляет, крайне капризная и ненадёжная машина. Судя по всему, связана беда с кривыми руками доморощенных сборщиков машино-комплектов, поставляемых из Ирана. Используются аппараты не в интересах ВВС или пограничников, а государственной нефтяной компании PDVSA для инспекции трубопроводов.

Mohajer-4.

Вот эту игрушку видел воочию в 2009-м году, она стала прорывным изделием КСИР, на её базе разработано несколько экспортных и секретных боевых моделей БпЛА. Известен под двумя названиями модификаций — «Hodhod» (хохлатый удот) или «Shahin» (сокол). Аппараты отличаются увеличенными дальностью и продолжительность полёта, могут быть универсальной платформой для нескольких комплектов бортовой аппаратуры: навигационной, оптической видовой разведки и аэрофотосъёмки.


В 2014-м году, во время сирийского обострения, Турция встала на уши, когда в Курдистане появились неизвестного типа беспилотники, названные «убийцами вертолётов», свалившие (как минимум) четыре крылатые машины в горах. Оказалось, курды использовали модификации «Хохлатого удота», оснащённые переносными зенитно-ракетными комплексами QW-1. Принцип работы простой, как на земле: оператор захватывает цель при помощи бортовых камер, выпускает ракету с инфракрасной головкой самонаведения. По сей день именно эти БпЛА являются препятствием для широкомасштабных военных операций Анкары в горах.




Что из себя представляет «Shahin», никто не знает, его технические характеристики в открытом доступе не появлялись, но Израиль уверен: «Сокол» является отдельной разработкой для вскрытия противовоздушной обороны, дополнительно оснащённый специальным оборудованием для аэрофотосъемки. На данный момент «лайт-версия» выполняет роль пограничника, именно эти аппараты с 2015-го года чаще всего видят в небе граждане Ирана и Ирака, моряки кораблей в Персидском Заливе, отдельное авиакрыло контролирует Ормузский пролив.



Семейство «Ababil».

Самая-самая первая разработка Ирана. «Абабиль» — это стая птиц из Корана, которые обрушили горящую глину на войска эфиопского полководца Абрахи, который вознамерился разрушить главную исламскую святыню Каабу. Очень точное название военной доктрины, кстати. С середины 80-х Иранские ВМС не знали, что делать с флотами США, которые реально угрожали стране. Придумали гениальную тактику, почерпнутую из главной книги ислама: десятки атакующих небольших дронов-камикадзе, которые запускаются скоростными малозаметными катерами, «морскими кузнечиками», как их назвали.




Не буду подробно рассказывать об эволюции данной линейки беспилотников, но в этом году принят на вооружение «Абабиль-5» с дальностью полёта в пять сотен километров, несущий шесть бомб и высокоточных ракет. Есть модификации, выполняющие роль летающей ПВО, оснащаются зенитно-ракетными комплексами «воздух-воздух». После всех разновидностей «Mohajer», данный БпЛА является самым массовым летательным аппаратом, состоящим на вооружении Армии Ирана, число штук измеряется сотнями.


Не отстаёт от стайных смертоносных птиц по численности и аппараты типа «Yasir». Это самая большая боль Пентагона, поскольку изделие построено по лекалам американского беспилотника «Boeing ScanEagle», который был перехвачен старой советской системой РЭБ «Рысь» (поговаривают, специально модифицированной, и без нашего участия там не обошлось). Теперь это глубоко переработанный аппарат с размахом крыла 3 метра и массой в 20 килограмм, способный вести наблюдение и разведку в течение восьми часов.



Эксклюзивчик…

А теперь о наиболее перспективных БпЛА Ирана, «Shahed-191» и «Shahed-129», тут поподробнее остановлюсь. Последний является вершиной конструкторской мысли КУДС, целые сутки способен находиться в воздухе без дозаправки, оснащён современной аппаратурой для ведения наблюдения и радиолокационной разведки. Радиус действия аппарата — 1800 километров, потолок высот — 7300 метров, движитель — поршневой. Имеется ударная модификация, обычно эти БпЛА используются тройками: один «наблюдатель» и два «ударника». Кстати, все оснащены целеуказателями, могут «подсветить» объекты для тактических ракет.




«Шахед 191» летает на реактивном двигателе со скоростью 350 км/ч, сочетает в себе три опции: разведывательную, боевую и наблюдательную. На максимальной дальности полёта в полторы тысячи километров, в течение пяти часов. Весит полтонны, несёт полезный груз в 100 кг, обычно две бомбы, крайне незаметен. Хорошо показал себя в 2016-м, иранцы тренировались на сирийских бармалеях, поднимая в воздух до 20 аппаратов, отрабатывая тактику групповых операций с дронами (Swarm).


Линейка «Шахедов» разработана на основе американского захваченного беспилотника RQ-170 «Sentinel», который Пентагон стыдливо назвал «пропавшим» в конце 2011-го года где-то в Ираке. На самом деле, иранцы аккуратно его перехватили и посадили на своей военно-воздушной базе. Бурление [censored] было знатным, Белый Дом даже планировал «спасательную операцию» с высадкой десанта или удары ракетами по исследовательским центрам, чтобы сверхсекретный аппарат уничтожить.



RQ-170 «Sentinel»
А в 2019-м грянул скандал, среди бела дня над Международным аэропортом Дубая пролетел новейший иранский «Shahed-171» без опознавательных знаков. Воздушная гавань экстренно отменила взлёты и посадки, а шейхи выкатили американцам длинный список вопросов, почему хвалёные системы ПВО/ПРО «Patriot» и «THAAD» (три эшелона, на секундочку) проворонили злочинца. Дело замяли, само собой, а Иран поставил в этом году «Shahed-171» в серийное производство.


Выводы.

Так нужны иранские беспилотники России, будет ли она их закупать? Ответ дам скорее отрицательный. Немного исламскую страну понимаю, знаю о ней не понаслышке. Во-первых, персы не столь уж технологически продвинуты, чтобы обойти Россию в разработках БпЛА, у нас здесь кейс потолще имеется. Своё нужно штамповать или до ума доводить в три смены, а не впаривать Президенту на выставках лицензионные израильские аппараты, косметически переделанные внешне.


Если и закупить что-то в товарных количествах, так совместные китайско-иранские разработки «контрбатарейных барражирующих боеприпасов», их у Тегерана… как у дурака фантиков. Поставлять в армейские корпуса ЛДНР, там приноровились к беспилотной машинерии самых разных типов, освоят быстро. Всё остальное, производимое Ираном, — сложная техника, требующая не менее полугода обучения, технического обслуживания и ремонта. Ведь многие узлы и двигатели персидских БпЛА — уникальны, делаются только на секретных предприятиях КСИР.



Тактические дроны-камикадзеЗакупать экспортные типы… не знаю, они из себя ничего революционного не представляют, тем более контракты расписаны на годы вперёд. А действительно интересные аппараты, самые современные, Иран нам не продаст по соображениям безопасности. Дело в том, персы глубоко оскорблены многолетним пренебрежительным отношением России к себе, имеют на острое недоверие законные основания.

Израильское, турецкое и западное лобби в наших высших кабинетах власти давно портит межгосударственный диалог, став гигантской проблемой для России, которая покорно соблюдает американские санкции против Ирана долгие годы, доведя товарооборот до мизерных величин (как с Литвой объёмы). Да, сегодня со скрипом что-то двинулось, но фактор «западников» его похоронит, если Гарант дело пустит на самотёк. Тегеран не поделится своими новейшими БпЛА, они окажутся в руках израильтян, турок и американцев немедленно. И вообще... своё нужно строить.

https://telegra.ph/Iranskie-bespilot...Rossii-07-21-2