13.03.2014




Восточно-европейские политики заигрывают с фашизмом, заигрывают с противостоянием России, формированием образа врага из России — это своего рода разделение труда с Западной Европой, которая взяла на себя функции управления экономикой — сказал в прямом эфире Pravda. Ru историк, руководитель Фонда исторической памяти Александр Дюков. Возникает вопрос, почему заигрывают именно с фашизмом?


Александр Дюков сообщил, что сейчас совместно с польскими коллегами готовится сборник статей польских, украинских, российских авторов по теме "волынской резни". "Волынская резня" — это события 1943-1944 годов, когда на территории Волыни и Галичины происходило массовое уничтожение проживавших там поляков, пояснил историк. "Поляков уничтожали формирования организации украинских националистов (ОУН), украинской повстанческой армии (УПА), то есть бандеровцы. За год-полтора, было уничтожено несколько десятков тысяч мирных жителей. Это были женщины, дети, старики, это были польские колонисты". Польские историки говорят о том, что число убитых доходило до 200 тысяч. Эксперт полагает, что это несколько преувеличенные данные, на самом деле эта цифра составляет около 60 тысяч.


"Те национал-радикальные силы, которые мы видим в Киеве- "Правый сектор", "Трезуб" имени Степана Бандеры, "Свобода" — эти организации и партии возводят свою идеологию и политическую генеалогию к именно ОУН Бандеры. Например, Дмитрий Ярош — лидер Правого сектора, говорит о том, что они будут проводить политику по отношению к национальным меньшинствам, которая была в свое время сформулирована Бандерой. Поэтому вполне справедливо называть его бандеровцем, сказал эксперт.
По его мнению, в Восточной Европе наблюдается рост радикальных националистических движений, которые "восходят к усташам, бандеровцам, к прибалтийскому националисту Сметане или Улманису". Бюрократия ЕС смотрит сквозь пальцы на все эти игры, которые ведут восточно-европейские политики. Но сами у себя в Западной Европе, они, конечно, ничего подобного делать не будут, полагает эксперт. "Реабилитации фашизма там не будет. Невозможно себе представить в Бельгии фламандский батальон СС так, как он шагает в Латвии", — сказал Дюков.

Теперь возникает вопрос, почему это происходит в Восточной Европе? Почему, например, в Латвии 16 марта каждый год уже много лет под охраной полиции проходит марш эсэсовцев? Дело в том, что центр принятия решений по наиболее важным вопросам, связанным с экономикой, социальными вопросами, вынесен за пределы этих стран. Эти вопросы решают не в Риге, не в Таллине и не в Варшаве. Эти вопросы решаются в старой Европе, в Страсбурге европейской бюрократией, сказал эксперт. Но решаются они плохо или слабо, и избиратель недоволен. Поэтому избирателя нужно чем-то отвлечь. "И вот восточно-европейские политики начинают заигрывание с фашизмом, заигрыванием с противостоянием России, формированием образа врага из России". Это отвлечение на внутриполитическом уровне, а есть внешнеполитический уровень. Внутри Евросоюза существует некое разделение труда.
А именно, "бюрократия восточноевропейских стран, должна как-то вписываться в общеевропейскую бюрократию, за что-то она должна отвечать. И она формирует эту радикальную тему за счет противостояния России, за счет апелляции к трагедиям того, что они называют советской оккупацией. Но если была советская оккупация, то были и те, кто с ней боролись. Это легионеры СС в Прибалтике или ОУН УПА на Украине, и значит, это герои". Идет достаточно сложный процесс формирования героизации нацизма, процесс многофакторный, который имеет и внутриполитическое, и внешнеполитическое измерение. И все это превращается в клубок, который обладает собственной инерцией, пояснил Александр Дюков. "Эту инерцию, инерцию стереотипов мы видим по отношению к Украине. Мы видим, как правительства и общественные организации Европы закрывают глаза на негативные моменты, связанные с деятельностью пришедших к власти национал-радикальных сил. Закрывают глаза на вопиющие нарушения любых правовых основ. Эксперт привел пример такого нарушения. "Сотрудники прокуратуры Волынской области просят защитить их от "Правого сектора". "Правый сектор" с оружием ходит по зданию прокуратуры, кошмарит их, угрожает сжечь дома, избить жен и детей. Они призваны бороться с правонарушениями, а вместо этого правонарушение приходит к ним в офис, и они не могут ничего с ним сделать. Все — государства нет", — сказал Дюков. На вопрос, не слишком ли легко мы к этому относимся, не недооцениваем ли мы угрозу фашизма по аналогии с приходом к власти Гитлера, эксперт ответил, что Гитлер вызывал опасения, прежде всего, у тех, кто имел какие-то неурегулированные проблемы с Германией или на восточноевропейской территории. Например, Советский Союз весьма нервно среагировал на происходящее в Германии не только по идеологическим соображениям, но и по той простой причине, что пришедшие к власти нацисты сразу заговорили все о том же украинском вопросе. Украинская нация тогда была разделена, пояснил эксперт. Часть украинцев проживала в Украинской ССР, часть проживала на территории Польши. И для Советского Союза середины 1930-х годов был очень болезненным вопрос о том, что Западная Украина, польская Украина может стать своеобразным анклавом для попыток отторжения от Советского Союза Украины советской. Поэтому нынешний украинский кризис тоже вызывает беспокойство у России, а не на Западе, заметил Дюков.
Фашизм очень быстро завоевывает популярность в неблагополучных странах, потому что отвечает на конкретные вопросы, на конкретную сегодняшнюю ситуацию. Почему в стране плохо? Ответ простой: нам нужно сделать, чтобы у нас было мононациональное государство. Но не надо недооценивать умение политического маневра у украинских националистов, предупредил эксперт. Когда нужно, они будут говорить совершенно разумные, правильные вещи. "Вот и сейчас Ярош говорит, что мы к национальным меньшинствам будем относиться лояльно, если они относятся лояльно к нам. Эта формулировка восходит к методике Бандеры. И оборотной ее стороной является жестокость к нелояльным национальным меньшинствам. Это то, о чем Ярош умалчивает, но прекрасно знает. Однако жители России и тем более жители Европы абсолютно не в курсе.
Эксперт объяснил, что с бандеровцами и теми, кто стоял за другой ветвью ОУН — Мельником работал второй отдел "Абвера" — диверсионный " Абвер 2". Возглавлял его некто по фамилии Лахузен — офицер германской разведки. Но да аншлюса, он был сотрудником австрийской разведки. Интересно, что на Украине компания, которая занимается культурной и просветительской политикой по своему происхождению тоже австрийская. Это не случайная преемственность, считает Дюков. Фирма внесла свою лепту в разрушение представлений о единстве украинской, русской истории и создании представления о том, что русский язык — это язык враждебный. "Что москали устроили голодомор, москали подавили украинскую народную республику, а потом ОУН УПА, что москали несли только зло, что это была оккупация". Это моменты мировоззренческие. Не случайно первый закон, который приняла Рада, это не был закон о бюджете, а это было решение об отмене принятого в прошлом году закона о статусе регионального языка для русского языка, сказал в прямом эфире передачи "Точка зрения" руководитель Фонда исторической памяти Александр Дюков.
Любовь Люлько