“Magyar Hirlap online”, Венгрия - 03 декабря 2013 г.
"Ukrán szalonna"
Украинское сало

Мыкола, высококвалифицированный киевский инженер в возрасте за сорок неторопливо пил водку. Долго распивал бутылку 0,7 литров, его последнее рабочее место вновь закрыли как дань однообразию бытия. Нарезал он белое украинское сало, нанизывал вилкой ещё горячую жареную картошку. «Что делать, Дюла, пойти на митинги? За кого? Родственники отца живут во Львове, они хотят унии с Западом. Семья матери из Донецка, если заключить соглашение о свободной торговле с Брюсселем, тамошние шахтёры приговорены к смерти. А я вижу то, что воруют и те, и эти. Кладут на закон и те, и эти. Лишь тогда они тревожатся за демократию, когда как раз их самих бьют и сажают в тюрьмы».
Приношу извинения за то, что утруждаю Дорогого Читателя описанием своих личных киевских впечатлений, но ничего не покажет так раскол Украины, как монолог нашего героя, и насколько большинству «туземцев» надоела война «евроинтеграторов» и «московитов».
Украина сегодня находится там же, где и в 2004-м, во время так называемой оранжевой революции. Западные и восточные элиты страны – он даже назвал их «боссами», ибо рядовой гражданин хочет просто жить, точнее, выжить – вновь вынесли свой конфликт на улицы. Выборы по этому вопросу никогда не давали ответа, если выигрывали одни, другие выводили толпы на площадь. Потом были выборы с провокаторами, с настоящими или мнимыми фальсификациями, и всё начиналось сначала. Главная площадь Киева уже наполнялась знамёнами самых разных цветов, и хоть воскресные мегапротесты выделялись масштабом в несколько сотен тысяч человек, ставка в игре за власть намного выше, чем когда-либо с 2004-го.
Украинская власть под руководством Виктора Януковича, вероятно, с удовольствием присоединилась бы к Европейскому Союзу. Были бы европейцами и на бумаге, жена и дитё в качестве предпринимателя-миллиардера свободно ходили бы по магазинам бульвара Ватерлоо в Брюсселе или даже по зальцбургским «Моцарт Кугель». Вот только нынешнее руководство Европейского Союза не предлагает членство ни в ближайшей, ни в отдалённой перспективе. Предложение касается лишь Соглашения о зоне свободной торговли.
Венгрия уже некоторое время член ЕС, и познала, что несёт взаимное «открывание дверей», например, сельскому хозяйству. Конечно, взамен поступают кое-какие деньги от Евросоюза, чтобы мы с ещё большим энтузиазмом вырубали виноградники, но украинцы сейчас не получили бы и этого. Равные возможности Брюссель предлагает стране, почти в буквальном смысле раздетой до трусов, но это было бы похоже на то, как против Михаэля Шумахера за рулём джипа «Мерседес» выставили бы соревноваться модернизированный «Москвич» с наворотами закарпатского слесаря, ремонтирующего комбайны.
Если Украина сегодня пойдёт на такое соглашение, то на Востоке страны, связанном тесными отношениями с Россией, пока ещё работающая украинская промышленность и сельское хозяйство обанкротятся. Не только из-за того, что не выдержали бы конкуренции с транснациональными западными компаниями, но и из-за того, что Россия по понятным причинам закрыла бы рынки. По отношению к Кремлю человек склонен размышлять в конспирологическом русле, но в здравом ли уме было бы государство, которое разрешило бы конкурентам наводнить свой рынок без каких-либо соглашений? Ибо если Украина имеет зону свободной торговли с ЕС, и имеет в то же время преференции в торговых отношениях с Россией, Москва может забыть о своей таможенной системе - на шоколаде «Милка», например, может быть сине-жёлтый флаг, но российская кондитерская промышленность обанкротится.
Вдобавок тот же вопрос о цене на газ. Украина и последние зимние поставки оплачивает со скрипом. А ещё более высокая цена означала бы конец. Если бы Брюссель действительно серьёзно воспринимал «партнёрство», тогда бы помог. Но он не дал ни копейки.
Посмотрим с другой стороны: Юлия Тимошенко, ворвавшийся в политику Виталий Кличко, партия «Свобода» (венгерское эксперное медийное сообщество мягко называет политическую силу националистической, в то время как она в Закарпатье сжигала венгерские флаги и разрушала памятники) хотят такую Украину, где они правили бы под квазипротекторатом ЕС и позже НАТО. Можем назвать это красиво «евроинтеграцией», и пусть киевские и львовские студенты возбуждённо бегут за евросоюзным паспортом после протестов, только они его, как это уже сообщалось и ранее, не получат. Евросоюз сегодня не откроет рынок труда перед сорокапятимиллионной, глубоко обедневшей страной.
На Украине сегодня идёт не борьба ценностей, здесь речь идёт просто о столкновении разных интересов.

Лишь небольшое послесловие: ни властям в Киеве, ни прозападной оппозиции не пришло в голову спросить сам народ об отношении к Соглашению с ЕС.


(По мере перевода некоторые комментарии читателей к статье помещаю сюда: http://istvan-kovacs.livejournal.com/26469.html )