22.04.2022г.



Вчера гроссмейстер ВВП разыграл за столом с министром Обороны Сергеем Шойгу недурную идеологическую партию, моё почтение. Заслушав подробный доклад о завершении операции по освобождению Мариуполя и дождавшись слов: за 3-4 дня с нацистами, засевшими на металлургическом комбинате «Азовсталь», будет покончено — Главнокомандующий приказал отменить штурм.

«Не нужно лезть в катакомбы. Надо заблокировать промышленную зону в «Азовстали» так, чтобы муха не пролетела. Это тот самый случай, когда мы должны думать, то есть мы всегда должны, но в данном случае особенно, о сохранении жизни и здоровья наших солдат и офицеров. Предложите ещё раз всем, кто до сих пор не сложил оружие, сделать это».
То, что решение принято (как минимум) сутки назад, узнал от оживших, молчавших два месяца телефонных номеров ополченцев ДНР, соратников из далёкого 2015-го. Их аккуратно взяли за шиворот на территории «Азовстали», которую контролируют наши войска более чем на треть. Отправили полным составом, во главе с штурмовым батальоном «Сомали» — в Донецк. Постираться, попариться в баньке, хлопнуть по ковшику кваса и выдвигаться… не буду выдавать военные тайны.

Пролистал Telegram-каналы военкоров российских и донецких СМИ, всё верно. Все штурмовые подразделения выводятся уже как сутки, на развалинах по периметру «Азовстали» работают спецы по радиолокационной разведке, расставляя свои «игрушки». А на нескольких направлениях внутри комбината и подле него занимают оборону бронетехника подразделений зачистки, шушукаясь с артиллерийскими наводчиками. Нормальная работа, «чтобы муха не пролетела»...

Политический аспект…

Что с засевшими в промышленной зоне остатками полка «Азов» (* запрещенная террористическая организация) можно было поступить по их заслугам, навеки похоронив в подземельях трёх- пяти- и девятитонными ФАБами, гиперзвуковыми «Кинжалами» и прочим бетонобойным арсеналом — было понятно. Но расчёт с блокадой тоньше. Дело не сколько в больших потерях с нашей стороны, наш Президент дал понять Зеленскому и доброхотам Запада: я вас внимательно слушаю.

После паники на «Азовстали» с постановками о сидящей в подземельях маленькой девочке Алисе, обращений к Папе Римскому, президентам Франции и Турции, требований дать возможность погрузиться с оружием, ранеными и «двухсотыми» на борт парохода, отбыть в курортную «третью страну», провести в самом Мариуполе раунд переговоров «Россия-Украина»… Путин чётко дал сигнал всем. Засевшие боевики выйдут оттуда либо «грузом 200», либо военнопленными. Без вариантов.


Это донесли до Зеленского очень быстро. Тот, не выходя из очередного непредсказуемого (по высказыванию Марии Захаровой) «агрегатного состояния», горько посетовал: счёт времени жизни мариупольской группировки идёт не просто на дни, а на часы. Вызволить «азовцев» невозможно, пройти с боями 120 километров до города не представляется возможным. Разрушена «перемога» последнего месяца, теперь сделать сидельцев посмертными героями не получится.



Это первый политический удар по пропаганде Киева, который кормит собственное население и руководство «Азова*» баснями о скором вызволении гарнизона военными или политическими методами. Заявление президента России, обстоятельный доклад о штурме Мариуполя Сергеем Шойгу растащили на цитаты все мировые, даже американские СМИ.

А китайские, испанские, французские, греческие и латиноамериканские журналисты, находящиеся в освобождённом городе, — штампуют репортажи о начинающейся мирной жизни. Шило выпало из информационного мешка, катастрофу больше не утаить.…

Военный аспект…

Можно было спокойно и методично выгрызать «азовцев» из подземелий? Конечно. Но последние трое суток показали: многие галереи и переходы заминированы неонацистами, тут военное искусство и мастерство спецназов бессильно. Поэтому, решение отказаться от штурма — единственно верное, чем меньше потерь — тем лучше. А по информации ополченцев ДНР… там действительно находятся гражданские, члены семей боевиков «Азова*». Сотни две-три. Как бы то ни было — заложники.

Блокада периметра «Азовстали» — страшный удар по морали осаждённых. Особенно для большинства боевиков, находящихся под воздействием «боевой химии». Полный штиль, после непрерывной круглосуточной мясорубки, грохота обстрелов, страшных потерь, бесчисленных раненых… выворачивает сознание наизнанку. Мгновенно распадается пресловутое «боевое братство», вместо слаженных действий, непрерывного боя — человек выпадает в звенящую тишину, остаётся с собой наедине. Ломка…


На фоне иссякающих запасов воды, продовольствия, боеприпасов, выключения дизель-генераторов. С размышлениями о смерти, искушения жизнью. Собрать в боеготовое состояние таких бедолаг, когда ежедневно десятки «трёхсотых» (без должного медицинского ухода) на глазах превращаются в «груз 200» — практически невозможно. А последние захваченные пленные говорят о массовых расстрелах малодушных, предлагающих сдачу или пытающихся сбежать.


Будут боевики выбираться на поверхность, попытаться прорваться? Наверное, хотя мозг без воздействия наркотиков и цельного плана операции запротестует. Куда прорываться, в пустоту? Куда ни кинь — всюду клин. А приказ нашего Главнокомандующего не заморозил боевые действия на «Азовстали», лишь запретил лобовой штурм. Снаряды прилетали с нашей стороны всю сегодняшнюю ночь исправно, летала штурмовая авиация. Это называется полный огневой контроль.



Не такая сложная тактика, прекрасно знакомая по Сирии. Есть радиолокационные станции контроля поверхности, круглосуточные миниатюрные РЛС, срабатывающие на перемещения техники, единичных или групп людей («Кредо-1Е»). Дополнительно в воздухе висят БпЛА наблюдения, оснащённые тепловизорами. Сеть наблюдателей и блок-постов. Расставить завесу контроля нетрудно, возможности выйти (тем более с техникой) на прорыв незамеченными — невозможно.


Обстрелы «Азовстали» говорят: ушедшие с территории комбината спецназы заменены постами наблюдения и контроля. С опорой на ротные механизированные тактические группы, прикрытые броней и тяжёлой артиллерией из пригородов Мариуполя. Комбинат распределён на квадраты, любое скопление людей, вышедшее на поверхность, — попадает в «огневой мешок». Из всех имеющихся средств: САУ, миномётов, РСЗО. Несколько демонстраций… и желание подышать свежим воздухом будет у «азовцев» полностью отбито.


Город покинули только штурмовые части, не выведены главные спецы по антитеррору: чеченские росгвардейцы и несколько подразделений ДНР по «зачистке», так называемая «вторая линия» городского боя. Прямой признак, что приказ Главнокомандующего выполняется буквально, никто не лезет в подземелья. Другой же не отменён, идет зачистка наземных сооружений комбината. Обычная «туннельная война», гибкая осада.


Более трети «Азовстали» захвачено, группы зачистки стягивают удавку вокруг остального. Выявляют огневые миномётные, пулемётные и снайперские позиции. Чтобы вызывать артиллерию и авиацию. Что не обнаружила воздушная разведка, фиксируют наблюдатели и операторы роботизированных комплексов. Их задача — разведать все выходы из подземелий, каждый взять под контроль или завалить. Оставив один-два, через которые сидельцы могут покинуть катакомбы «Азовстали».


Как скоро…

Работа, к которой сегодня приступили на «Азовстали» наши парни, — не очень опасная, но нудная. Приходится шаг за шагом, цех за цехом, строение за строением… сужать кольцо окружения на поверхности. Такая гибкая «тоннельная война» надолго не затягивается, время работает на осаждающих. Без всякой спешки идёт поиск выходов наружу, особым вниманием окружены системы вентиляции, самое уязвимое место гарнизона. Если они выводятся из строя хотя бы на треть — это безоговорочная победа, выбор для сидельцев: плен или смерть.

Без вентиляции под землей наступает преисподняя, стремительно повышается внутренняя температура в бункерах и бомбоубежищах, кратно увеличивается потребление воды. Спёртый воздух, повышенная влажность, падение концентрации кислорода, накапливающиеся продукты (пардон, дамы) человеческой жизнедеятельности, миазмы разложения трупов, гниющих ран. В бетон всё не закопаешь….


Как показывает практика: вспышки антисанитарии в искусственных подземных сооружениях протекают в разы стремительнее, чем в естественных пещерах, заканчиваются массовой гибелью обитателей. А когда на грани человеческих возможностей пытаешься выбраться, а сверху начинают гвоздить «чемоданы» гаубиц и тяжёлые авиабомбы, обрушиваются галереи и переходы, заваливаются бункеры и пропадает свет… самая стойкая психика не выдерживает.



Тогда начинается подготовка к прорыву, если гарнизон мотивирован, дисциплинирован, управляем. Последние дни говорят, что коллективные боевые действия (пехота, бронетехника, РСЗО, артиллерия и тяжёлые миномёты) «азовцы» вести не могут. Лёгкие миномёты, гранатомёты, пулемёты и стрелковое оружие. Через пока не выявленные выходы на поверхность устроить прорыв? Это возможно небольшими группами, большие скопления сил гарнизона превратятся в коллективные кладбища за несколько минут. Даже не поняв, откуда смерть прилетела.

Если неделю назад фиксировались скапливания до двух-трёх сотен боевиков, имеющих возможность скрытно перебираться под перекрытиями цехов, — сегодня такой возможности нет, либо существенно снижена. На оставшейся под контролем нацистов «Азовстали» специфическая застройка, большие открытые пространства, которые перекрыты на всю глубину огнём блокпостов, нашей бронетехникой. А во втором эшелоне, в шаговой доступности, стоят подкрепления — ротные механизированные тактические группы быстрого реагирования.


Так что судьба двух тысяч боевиков «Азова*», среди которых по сообщениям их главарей, не менее 500 раненных… решится скоро, сколько бы запасов воды и продовольствия там не завезли. Главный враг сидельцев — тающие запасы ГСМ для генераторов и воздух. Но наше моральное достоинство и бич Спецоперации Z — конвенциональный гуманизм, оставляющий последний шанс выжить. Сдаться. Повторюсь, давно можно решить проблему «Азовстали» специальными средствами поражения. Сделать промзону стопроцентно тихим местом, с замурованными под землей покойниками.



Но Президент решил иначе. Нет сомнений, сдача в плен обязательно состоится, через неделю или чуть позже. А если дела в катакомбах столь плохи, как утверждают пленные… через три-четыре дня. Очень уж нужны нашему Генштабу высокопоставленные инструкторы НАТО, которые там находятся. Но эти гуси будут сидеть до последнего. Основная же часть гарнизона будет пробовать вырваться, мелкими группами рассеяться.


Никто не знает, как и когда, но к подобному сценарию наши парни готовы. Даже если террористическое безумие совершится под прикрытием «живого щита» из заложников. Останется лишь «головка» главарей в хорошо оснащенных бункерах, если разум и чувство самосохранения совсем покинуло. Пусть думы горькие думают, «перемоги» всё равно не будет. Потерпим, но обязательно извлечём на свет божий всех пауков.

https://t.me/s/ist_nap/224