• Aug. 1st, 2012 at 11:31 PM Сергей Филатов







Очень нетривиальный и грамотный в деталях анализ американо-иранских отношений.
Как справедливо заметила автор материала Наталья Серова,"никаких иллюзий в большой политике нет и быть не может".
Она начинает так:
"Путем нехитрых манипуляций – голосования в парламенте, эсхатологических эскапад аятоллы Хаменеи, резкостей президента Ахмадинежада и суровой сдержанности Стражей исламской революции – Иран поставил на уши всех, кто подсел на ближневосточную нефть.




Туманные обещания Тегерана перекрыть Ормузский пролив начали приобретать реальные перспективы, и перспектива “войны в заливе” задела не только тех, кто поддержал нефтяные санкции против Ирана.
Ормузский пролив, представляющий собой узкое горлышко, связывающее Персидский залив с Османским, расширяющимся в Индийский океан, в Иране называют “замком мира”. Через него проходит 80% нефти, добываемой в странах Персидского залива. Ирану принадлежит северная часть пролива, на южном побережье находятся Объединенные Арабские Эмираты, которые уже подготовились к блокаде, построив нефтепровод, связывающий их месторождения с Оманским заливом.
Закон, позволяющий Тегерану перекрыть пролив, был принят парламентом. Теперь его должен подписать президент, но Ахмадинежад медлит, а представители Корпуса стражей исламской революции успокаивают публику: “Иран руководствуется здравым смыслом и не закроет пролив до тех пор, пока сам использует его для экспорта”.
На первый взгляд, картина предельно проста: Иран подпольно развивает ядерную программу, морочит голову контролерам МАГАТЭ и не идет на уступки несмотря на санкции СБ ООН.
В конце прошлого года США приняли закон, согласно которому под санкции подпадает не только Иран, но и другие субъекты нефтяного рынка, в том числе банки, через которые проходит долларовая оплата за иранскую нефть.
Многие испугались, но не все: Япония договорились с Вашингтоном о не подпадающих под санкции квотах, Индия и Китай начали платить Тегерану собственной валютой, часть стран Юго-Восточной Азии стала покупать иранскую нефть у Китая.
Казалось, жизнь налаживается, но с 1 июля к эмбарго присоединился Евросоюз, являвшийся одним из главных потребителей иранской нефти. Давление на Тегеран ударило по иранской экономике, а все дивиденды достались Саудовской Аравии и другим партнерам США.
На фоне санкций даже Китай увеличил импорт саудовской нефти.
В ответ Тегеран начал готовить законодательную базу для реализации своей давней угрозы – блокировать поставки нефти через Ормузский пролив. Благо прецедент уже был: в 1985 г., во время войны, иранские военные суда досматривали и задерживали корабли с грузом для Ирака.
Единственное, что остается непонятным, – зачем вообще понадобился специальный закон? Ведь сторонники жестких мер в Иране поддерживают перекрытие пролива и так, а Запад и аравийские монархии считают противоправным и сам этот шаг, и санкционирующий его закон.
К тому же налицо юридический казус, связанный с тем, что Ормузский пролив имеет статус международного и, по Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, через него могут проходить все суда, в том числе военные.
Иран эту Конвенцию подписал, но не ратифицировал, и тем самым имеет формальное право ее нарушать, но и Вашингтон, громче всех кричащий о нарушении международного права, тоже не присоединился к Конвенции.
Сегодня в Персидском заливе и Аравийском море сосредоточены две ударные группы ВМФ США, каждая из которых включает атомный авианосец, несущий 48 истребителей-бомбардировщиков, два ракетных крейсера, пять эсминцев, две ударные атомные подводные лодки, сотню крылатых ракетами с дальностью действия 1,6 тысячи километров.
Помимо этого в регионе находится американский эсминец противоракетной обороны, способный сбивать баллистические ракеты, и плавучий док Ponce с широким спектром функций: от госпиталя до места базирования десантных подразделений, минных тральщиков и вертолетов.
Все это происходит на фоне событий в Сирии, бесконечных разговоров о военном ударе по Ирану и мощной информационной войны, в рамках которой ответственность за любой теракт с ходу возлагается на Тегеран.
Определенные резоны в этом есть: шиитские сети в Южной и Северной Америке создавались еще во времена шаха Мохаммеде Реза Пехлеви, и нельзя исключить, что они сохранили дееспособность. В последний год "следы иранских террористов" находили везде – от Грузии и Индии до Бургаса и Колорадо.
Теперь их ждут в Лондоне, где открылись Олимпийские игры, и эта истерика напоминает прелюдию к самосбывающемуся прогнозу.
Но когда об “иранском следе” начинают говорить такие страны, как Кения, Малайзия или Саудовская Аравия, где на днях ухлопали очередного принца (Бандар ибн Султана аль-Сауда, сына одного из уже почивших кронпринцев и главу Службы общей разведки), хочется сказать: "ребята разберитесь сначала с собственными проблемами и предоставьте Тегерану заняться своими". А их немало.
Раздрай в руководстве Ирана стал очевиден после серии скандалов прошлого года, которые были похожи не на борьбу за власть, а на попытки духовных лидеров сигнализировать Вашингтону о готовности к “перезагрузке” на его условиях.
Одновременно глава аэрокосмических войск Исламской республики Амир Али Хаджизаде обещает уничтожить базы турецких войск, если те посмеют пересечь границу с Сирией.
Тегеран вместе с Национальным фронтом и “Хезболлой” создают военную коалицию для поддержки Сирии на случай внешней агрессии, а президент снова демонстрирует алармистский дух, называя “войной” политику Запада в отношении Ирана и обещая “выиграть эту войну”.
Другой вопрос – действительно ли Тегеран готов пойти вразнос и ввязаться в войну?
Судя по откровениям "The New York Nimes", США и Иран готовят или уже ведут секретные переговоры, а стянутые в регион войска играют роль дополнительных аргументов.
При всей дикости этих построений нельзя не признать, что они неплохо вписываются в долгоиграющие планы Вашингтона, который нуждается в противовесе суннитским режимам, претендующим на безраздельное доминирование в исламском мире.
Т.е. при соблюдении неких условий США могут договориться с определенной частью влиятельных иранских элит, как сорок лет назад договорились с Саудовской Аравией, отношения с которой были хуже некуда из-за энергетического кризиса, приключившегося из-за того, что король Саудовской Аравии отреагировал на очередной виток палестино-израильского конфликта отказом экспортировать нефть на Запад.
Через пару лет все "наладилось": короля застрелил племянник, нефть потекла рекой, а Эр-Рияд стал партнером Вашингтона.
Теперь настала очередь Ирана, за счет примирения с которым можно решить кучу проблем:
- оторвать его от Китая и укрепить позиции США в Центральной Азии,
- усилить давление на Россию,
- взять под контроль Ближний Восток, играя на уже наметившемся альянсе Анкары и Тегерана.
А, если адепты особого пути Ирана все же доведут дело до войны, сжечь в ее пламени их самих и их далеко идущие планы и позволить союзникам США под корень зачистить шиитскую оппозицию, объявив ее “иранскими шпионами”.
Никаких иллюзий в большой политике нет и быть не может: все понимают, что сильный, играющий по своим правилам Иран создаст много проблем для всех.
Поэтому реалисты от политики с интересом наблюдают за тем, как американцы пытаются договориться с ренегатами из совета аятолл.
Для США это гораздо выгоднее, нежели – на радость Москве и Пекину – довести дело до открытого противостояния, которое измучает американцев и ослабит Иран, открыв путь для доминирования России на Каспии и Китая в Центральной Азии.
Другой вопрос – насколько реализуем этот сценарий".