26.03.2021г.





Фото с экрана прямой телетрансляции пресс-конференции президента США Джо Байдена.
25 марта 2021 года



В США уже несколько недель проявляли беспокойство по поводу того, что новый президент все никак не найдет возможность пообщаться с журналистами.

Наконец, команда POTUSa, видимо, решила, что теперь его «можно выпускать к прессе», и вот – первая пресс-конференция в Белом доме.

Обратим внимание на то, сколь оперативно – буквально спустя минуты после того, как Байден завершил свое почти часовое общение с журналистами, американское радио NPR (National Public Radio) уже опубликовало комментарий, где, в частности, сказано: пресс-конференция состоялась почти на середине срока «100 дней» пребывания в должности – срока, который является типичным ориентиром, используемым для определения результатов первых шагов любого нового президента США.


Практически все обратили внимание на заявление Байдена о том, что он пойдет на вторую президентскую каденцию в 2024 году, хотя, такие прогнозы сейчас – в самом начале его первой каденции делать, как минимум, рановато. Правда, у этой темы есть своя логика – слишком много в эти дни в прессе разговоров о том, что вице-президент Камала Харрис чуть ли не начала «принимать дела» на некоторых ключевых направлениях работы администрации. А саму администрацию стали именовать, как «тандем Байден-Харрис», что является исключительным случаем в США. Обычная практика – называть администрацию именем президента, не упоминая вице-президента.


На прямой вопрос: «Может ли ваше президентство быть успешным, если вы не добьетесь прогресса в решении четырех проблем: изменение климата, иммиграционная реформа, контроль над оружием, право на голосование?» Байден решительно ответил: «Что ж, я планирую добиться прогресса по всем из них, но об этом будет судить американский народ».

Вот так были обозначены четыре приоритета администрации Байдена-Харрис на ближайшие годы во внутренней политике.

Вообще вся пресс-конференция была, в целом, посвящена внутренним и очень важным для американцев проблемам:
- ковид,
- иммиграция через мексиканскую границу,
- экономический кризис,
- размеры стимулюса (программы стимулирования экономики США),
- новый закон об огнестрельном оружии, право на владение которым гарантировано Конституцией Америки, но ставится под вопрос на фоне уже двух массовых расстрелов, произошедших за последние дни,
- взаимоотношения депутатов в Конгрессе и противодействие «флибустьерству», то есть способу тянуть время для того, чтобы провалить тот или иной закон, который не нравится – то демократам, то республиканцам.

Как видите – вся-вся проблематика, которая интересовала журналистов, касается внутренних проблем США.

Что сказал Байден по эти темам?

Ковид
. Президент Байден объявил, что к дате своих 100 дней в Белом доме он «удваивает первоначальную цель» – вакцинированы от COVID-19 будут не 100, а 200 миллионов американцев.


Иммиграция
. Байден не стал отрицать, что эта волна людей, стремящихся в США из стран Латинской Америки, вызвана его недавними предвыборными обещаниями принять в гражданство США до 11 миллионов новых «переселенцев», да ещё обеспечить их деньгами из тех сумм, что печатает ФРС. А Байден говорит: «Я должен быть польщен, что люди стремятся сюда потому, что я хороший парень. Вот почему это происходит: я порядочный человек… Вот почему они приезжают – потому что знают, что Байден хороший парень».


Новый закон об огнестрельном оружии
.
Ответ Байдена продемонстрировал: он не верит, что сейчас есть политическая воля принять существенные ограничения на оружие. Хотя в последние дни он активно призывал законодателей принять новый «строгий» закон об ограничении продаж огнестрела в связи с массовыми расстрелами последних дней. О вероятности таких трагических событий говорили некоторые комментаторы, которые предсказывали их, как необходимые претексты для инициирования этого нового закона об оружии. То есть, возможно, что расстрелы, которые начались очень «кучно», не случайны?


Размеры стимулюса
.
Байден также рассказал о своем успехе в том, что Конгресс поддержал его предвыборное обещание и выделил «пакет помощи» в размере 1,9 триллиона долларов: «По состоянию на вчерашний день на банковские счета людей поступило более 100 миллионов платежей на сумму 1400 долларов. Это настоящие деньги в карманах людей, почти мгновенно приносящие облегчение. И еще миллионы скоро получат свои деньги».


Экономический кризис
.
Байден сказал: «Мы начинаем видеть новые признаки надежды в нашей экономике… После того, как стумулюс был принят, экономисты прогнозируют рост ВВП на 6%».

Пока это только прогнозы, а не реальные цифры. Причем, другие экономисты предсказывают гиперинфляцию. Вот скоро и увидим – кто из них прав.


Что касается международной тематики, то она была освещена весьма скромно.

Афганистан
.
«Я не собираюсь оставаться там надолго. Вопрос в том – как и при каких обстоятельствах мы выполним то соглашение, которое было заключено президентом Трампом об выводе войск… Но мы не задержимся надолго», – сказал Байден.


КНДР
. На вопрос: «Какая у вас красная линия в отношении Северной Кореи?» Байден ответил: «Номер один – резолюция 1718 ООН, которая была нарушена именно теми ракетами, которые были (вчера) испытаны… И будет ответ, если они решатся на эскалацию. Мы ответим соответствующим образом. Я также готов к какой-то форме дипломатии, но она должна быть обусловлена конечным результатом денуклеаризации» (Северной Кореи).


Отношения США – Китай
.
Байден, который прекрасно знаком лично с председателем КНР Си Цзиньпином, рассказал, что во время одной из их встреч «прояснил ему то, что мы не стремимся к конфронтации, хотя мы знаем, что будет жесткая конкуренция… Мы будем настаивать на том, чтобы Китай играл по международным правилам честной конкуренции, добросовестной практики и честной торговли… Мы собираемся привлечь Китай к ответственности за соблюдение правил, независимо от того, относится ли это к Южно-Китайскому морю, Северно-Китайскому морю или соглашению по Тайваню».

В этой же связи Байден заметил: «Очевидно, что внимание Китая привлекло то, что я встретился с нашими союзниками и обсудил, как мы собираемся привлекать Китай к ответственности в регионе, где находятся Австралия, Индия, Япония и США – так называемый «четырехугольник», потому что нам нужно, чтобы демократии работали вместе».
Байден напомнил, что вскоре намерен собрать в США «союз демократий», чтобы «обсудить будущее», но не указал, какие страны он видит в составе этого «союза».


Россия. Видимо, после интервью АВС на сей раз Байден не стал трогать российскую тему, лишь упомянув нашу страну вот в каком контексте: «Я предсказываю вам, что ваши дети или внуки будут защищать докторскую диссертацию по вопросу о том, кто унаследовал автократию либо демократию… И большинство ученых со всей страны, с которыми я имел дело, согласны со мной, что будет битва между «полезностью демократии и автократии» в XXI веке. Если вы заметили, Россия больше не говорит о коммунизме – там дело идет к самодержавию» («you don’t have Russia talking about communism anymore, it’s about an autocracy»).


Так что, международной тематики на этой пресс-конференции было крайне мало. Мы уже отмечали, что Байден сразу начал позиционировать себя, как президента, который заботится обо всех американцах, и в первую очередь, об американских рабочих и их семьях. В том же духе прошла и эта его встреча с прессой.


Была ли она заранее срежиссирована? Весьма вероятно – сложных вопросов слышно не было, а на заданные вопросы Байден отвечал охотно и подробно.


И в завершении он высказал свое, если хотите, президентское кредо – а это надо услышать, чтобы лучше понимать суть его будущей политики: «Я сказал, что баллотируюсь по трем причинам: чтобы восстановить душу, достоинство, честь, честность и прозрачность американской политической системы. Во-вторых, чтобы восстановить хребет этой страны – средний класс… Третья причина, по которой я сказал, что я баллотируюсь – это объединение страны».


Означает ли это, что внешняя политика США будет выстроена так, чтобы способствовать реализации указанных целей в политике внутренней? Если так оно и будет развиваться – а такие приоритеты заявлены в Вашингтоне чуть ли не впервые, то у нас впереди вырисовывается новая американская дипломатия и силовая политика, которые, как представляется, будут отличаться от всего того, что мы видели в последние десятилетия.


И «союзники» США от ожидания этого могут уже сейчас сильно напрячься – именно на их плечи лягут основные заботы и расходы по реализации «чужими руками» американских планов в мировой политике, пока сами США будут заниматься внутренними проблемами. Можно предположить, что намечаемый Байден «союз демократий» станет инструментом реализации интересов США, но никак не союзом равных с правом голоса для каждого.


Сергей Филатов