26.01.2019г.

Попытки государственного переворота в Венесуэле регулярно предпринимаются ещё со времён Уго Чавеса. Самой результативной была первая - в 2002 году, когда против предшественника Мадуро выступила значительная часть армии и на два дня он был арестован путчистами




Тогда в поддержку Чавеса на улицы вышел народ Венесуэлы. В его поддержку также высказались многие лидеры стран Латинской Америки, включая покойного Фиделя Кастро, пользовавшегося на континенте абсолютным авторитетом. Через два дня путчисты предоставили президенту свободу, а сами сдались. С тех пор армия является надёжным оплотом чавистов. Вот и сейчас генералы заявили о полной поддержке Мадуро.


Судя по всему, на этот раз США не рассчитывают на внутреннюю оппозицию. Инициированный Вашингтоном мятеж, эксперты уже назвали оригинальным и беспрецедентным, поскольку США просто признали действующим главой государства спикера парламента Хуана Гуаидо, который самочинно объявил себя временным президентом. Однако оригинальность и беспрецедентность заключаются в данном случае только в скорости признания и степени открытости американского вмешательства.

О признании Гуаидо твиттер Трампа заявил через несколько минут (до получаса) после его самопровозглашения. При этом Вашингтон пренебрёг всеми возможными нормами международного права. Но это ровно та же схема, которая была использована в Ливии против Каддафи и в Сирии против Асада.
Схема достаточно надёжная. Как показала практика, без внешней поддержки России, сопротивление национального правительства рано или поздно ломается. В Ливии от первых протестов (15 февраля 2011 года) до убийства Каддафи (20 октября 2011 года) прошло восемь месяцев. Асад в Сирии стоял на грани катастрофы на четвёртом году гражданской войны.

Ударную силу мятежа в обоих случаях составили иностранные наёмники, поддержанные авиацией Запада, закрывшей небо для национальных ВВС, а затем оказывавшей прямую поддержку мятежникам, нанося удары по национальным вооружённым силам. Внутренняя оппозиция лишь легитимировала вторжение, придав интервенции банд прозападных наёмников статус внутреннего сопротивления.


В обоих случаях присутствовал ещё один фактор, менее заметный, но, наверное, наиболее важный. Финансирование мятежа и интервенции происходило за счёт той части активов государства-мишени, которая находилась в западных юрисдикциях.


Все три составляющие уже задействованы США против Мадуро. Альтернативное правительство, признанное Вашингтоном законным уже есть в лице Хуана Гуаидо. США не без успеха пытаются передать ему контроль над находящимися в западных юрисдикциях активами Венесуэлы. Банк Англии отказался выдать правительству Мадуро 1,2 миллиарда долларов в золотых слитках.
Общая стоимость авуаров Венесуэлы за рубежом составляет 8 миллиардов долларов. Можно предположить, что если не все они, то значительная часть контролируется Западом. Именно на эти деньги и будет финансироваться мятеж.

Так что оптимистичные оценки отечественных экспертов, считающих, что достаточно захватить колумбийское посольство в Каракасе, в котором прячется альтернативный президент Хуан Гуаидо, а также выслать из страны американских дипломатов (которые уже отказались уезжать, поскольку Вашингтон не признаёт Мадуро, заявившего о разрыве дипотношений с США, законным президентом), как всё само уляжется. Наоборот, насильственные действия против иностранных дипмиссий могут только легитимировать интервенцию.






Пока США и их союзники контролируют миллиарды долларов государственных активов Венесуэлы, «временных» президентов они могут нанимать одного за другим. Главное Хуан Гуаидо уже сделал — объявил о наличии альтернативного центра власти. Теперь самого Гуаидо можно хоть убить, хоть арестовать, альтернативное правительство уже живёт самостоятельной жизнью. В нём теперь может вообще не быть венесуэльских политиков. Заявления от его имени будет делать какой-нибудь блогер из Лондона, нанятый ЦРУ.

На реквизированные Западом венесуэльские миллиарды Запад может годами содержать многотысячные банды наёмников. Нарушение экстерриториальности дипмиссий будет вполне достаточным предлогом для развёртывания в поддержку мятежников воздушной операции.


Остановить ползучий переворот в Венесуэле может только сила, достаточная для того чтобы парализовать западные усилия. При этом надо понимать, что основная тяжесть борьбы за свою страну в любом случае падёт на национальные вооружённые силы.
Военную помощь Венесуэле теоретически могут оказать Россия и Китай, но её географическое расположение практически исключает проведение операции, аналогичной сирийской. Коммуникации любой группировки, которую Пекин или Москва попытаются развернуть в Венесуэле, окажутся под контролем американского флота и её деятельность Вашингтону будет относительно легко парализовать, объявив морскую и воздушную блокаду территорий, подконтрольных правительству Мадуро.

Конечно, можно пойти на прорыв такой блокады, но это будет ситуация столь же критическая, как Карибский кризис. Сверхдержавы могут оказаться на грани прямого военного столкновения.


В любом случае сложности логистики предполагают ограниченность чисто военной поддержки Мадуро его иностранными союзниками, в то время как США, базируясь на территории враждебной Венесуэле Колумбии, имеют возможность для развёртывания неограниченных сил наёмников. Могут они попытаться организовать вторжение в пользу Хуана Гуаидо и регулярных вооружённых сил сопредельных латиноамериканских государств.

Так что судьба правительства Мадуро будет зависеть, во-первых, от способности национальных вооружённых сил сделать военную операцию против Венесуэлы слишком дорогим удовольствием. Во-вторых, от способности России и Китая найти непрямые формы ответа Западу на его агрессию, делающие последнюю не просто ресурсоёмкой (пока что США собираются воевать с Мадуро на деньги Мадуро), но наносящей ущерб финансово экономическим интересам Запада, причём здесь и сейчас, задолго до того, как закончатся украденные у народа Венесуэлы миллиарды.


Это нетривиальная задача. Причём проблему необходимо решать «за доской», в то время как США планировали свои действия заранее. В геополитическом плане ответ Вашингтону будет дан в любом случае. Но вот доживёт ли до него правительство Мадуро — вопрос, ответа на который пока нет. Асад выстоял и дождался помощи. Каддафи — нет.


Ростислав Ищенко