“CBC.ca”, Канада - 02 апреля 2013 г.
"Canadians in Algeria attack went overseas with 3rd man"

Канадцы, участвовавшие в атаке в Алжире, поехали за границу вместе с третьим человеком

Грег Уэстон, специалист CBC News по государственным делам

Специальное расследование канала CBC News установило личность третьего члена группы друзей, учившихся в средней школе в Лондоне, Онтарио, которые находятся теперь в центре шокирующей истории о молодых канадцах, связавшихся с аль-Каидой и международными боевиками.

CBC News узнал, что Аарон Юн, которому сейчас около 24 лет, является, скорее всего, единственным выжившим из этой странной группы друзей, двое из которых погибли во время участия в кровавой атаке на алжирский нефтеперерабатывающий завод три месяца назад.

Международные разведывательные источники говорят, что Юн, канадец корейского происхождения, отправился в Северную Африку с тремя другими, но оказался в тюрьме до атаки аль-Каиды в январе, в которой погибли 37 рабочих НПЗ в Алжире.

Двое его бывших однокашников из школы в Лондоне, Крис Катсирубас и Али Медлеж, находились среди нескольких десятков боевиков, связанных с аль-Каидой, которые участвовали в атаке.

Источники говорят, что эти двое, возможно, взорвали себя в конце четырехдневной осады, но только одного удалось опознать посредством анализа ДНК.

Нет никаких свидетельств того, что Юн намеревался принять участие в этой атаке, даже если бы его не поместили в тюрьму, и его брат говорит, что у Аарона не было контактов с другими уже больше года.

Четвертый член лондонской группы, судя по всему, исчез.

Все это, по всей видимости, стало шоком для семьи Юна, которая все еще живет в Лондоне.

Брат Юна, с которым связался CBC News в доме семьи, сказал, что он понятия не имел, что Аарон находится в тюрьме, и что он разговаривал с ним по телефону несколько недель назад.


Кристос Катсирубас, слева, и Али Медлеж были опознаны как молодые канадские боевики, участвовавшие в атаке на алжирский газоперерабатывающий завод. (СВС)

На тот момент Юн казался свободным и мог путешествовать, сказал брат.

Остается пока загадкой, каким образом корейско-канадский парень из (канадской) средней школы оказался в союзе с однокашниками, направлявшимися к своей смерти в далекой пустыне.

Юн вырос в квартире на третьем этаже в трехтажном многоквартирном доме.
Как и другие в этом злополучном братстве, он ходил в среднюю школу в южном Лондоне, где, как говорят его знакомые, он был хорошим студентом.

Он был воспитан как католик.

Но за год до окончания школы Юн обратился в Ислам, как и его приятель Катсирубас, и вместе с Медлеж им было предоставлено место в школе, где они могли молиться и исполнять другие ритуалы своей новой веры.
Вскоре после того, как он покинул школу, он также покинул свой дом и поселился вместе с Медлеж.

Юн, судя по всему, привлек внимание полиции и разведывательных служб в этой стране.

В июне прошлого года, всего лишь за шесть месяцев до атаки на алжирский НПЗ, Королевская канадская конная полиция (КККП) расспрашивала в Лондоне о Юне и его двух закадычных друзьях, Катсирубасе и Медлеж.

Ахмед Элтурк, руководящий программами для мусульманской молодежи в Лондоне, вспомнил, что сотрудники КККП задавали ему вопросы и больше всего интересовались местонахождением Медлеж.
"Они пытались найти информацию, спрашивали, не знаю ли я, где он может находиться, или не знаю ли я кого-то, кто мог бы знать о его местонахождении", - сказал CBC News Элтурк.

Он вспомнил, как офицер КККП показал ему фотографии Медлеж и канадского корейца.

Министерство иностранных дел на просьбу прокомментировать, содержится ли канадский гражданин Юн в тюрьме за границей, ответило, что "мы не можем давать комментарии по вопросам национальной безопасности".

У Канады "основательная" репутация в деле борьбы с экстремизмом, говорит Кенни
Во вторник министр по вопросам иммиграции Джейсон Кенни сказал, что Канада не проигрывает в борьбе против доморощенного экстремизма.

Выступая в Ванкувере, он сказал, что не может комментировать непосредственно об этих случаях, так как полиция все еще ведет расследование, но когда его спросили, не обеспокоен ли он, что Канада проигрывает в этой борьбе, он сказал - "Нет, совершенно нет".


Алжирский солдат несет охрану на газоперерабатывающем заводе в Эйн-Аменас, на который напалаи боевики, включая двух канадцев, в январе. (Ассошиэйтед Пресс)

"Я думаю, что на самом деле наша репутация очень основательна в этом отношении", - сказал он. "Мы видели насилие во многих западно-европейских странах и в Соединенных Штатах, совершавшееся людьми, которые были радикализированы в этих странах, многие из них родились и выросли в этих западных странах".

Кенни говорит, что канадцы должны быть "бдительны", отметив, что Канада не защищена от внутренней радикализации, но он сказал, что канадцы также должны быть благодарны, что они не сталкиваются с такими насильственными атаками, порожденными доморощенной радикализацией, как это было в некоторых европейских странах.

"Есть много инцидентов, о которых не сообщают в новостях, когда полиция и Канадская служба безопасности и разведки предотвращают или устанавливают проблемы до того, как они станут слишком серьезными. И часто, например, когда получена информация о возможном молодом канадце, находящемся на пути к радикализации, часто происходит вмешательство. Часто полиция наносит визит его семье или, возможно, его духовному наставнику и говорит им, что этот молодой человек идет по неправильному пути. Предпринимаются усилия для раннего вмешательства", - сказал Кенни.

Правительство "глубоко" обеспокоено
Министр иностранных дел Джон Бэйрд сказал во вторник, что правительство хочет снова подтвердить свою приверженность тому, чтобы заниматься "вызовом радикализации".

Бэйрд не стал напрямую комментировать этот случай во вторник, но сказал, что эта широкая тема "вызывает у нас глубокое беспокойство".

"Канада совсем не единственная страна, которой приходится иметь дело с этим вызовом радикализации", - сказал Бэйрд во время телеконференции из Абу-Даби после визитов в Иорданию и Ирак.
"Я могу сказать, что наша разведывательная служба и полиция тесно работали с алжирскими официальными лицами. Я думаю, что само собой понятно, что мы все хотим снова потвердить нашу приверженность делать больше, чтобы бороться с этим настоящим вызовом, как это делают множество стран на Западе".

На настойчивые просьбы о подробностях Бэйрд ответил: "Для меня, возможно, было бы лучше поговорить с моими коллегами по кабинету, а не заниматься домыслами в СМИ и давать мои неподготовленные советы в то время, как я нахожусь в поездке".

Аппарат министра государственной безопасности Вика Тоуса перенаправлял все звонки в полицию. Представитель полиции только смог сказать, что "расследование этого дела продолжается и в данный момент дополнительной информации предоставлено не будет".

В прошлом месяце полиция сначала заявила, что среди убитых во время атаки есть канадцы, но не уточнила, были ли останки обнаружены среди боевиков или среди заложников.

Позднее полиция сообщила, что среди тел обвиняемых боевиков обнаружен второй канадец.

Вербовка канадцев "достаточно обычна"

Эту историю молодых людей не следует считать такой уж необычной для Канады, согласно бывшему помощнику директора Канадской службы безопасности и разведки (CSIS).
Рэй Бойсверт сказал CBC News, что канадцам не следует считать этот случай нетипичным.
"Иногда канадцы считают, что такого рода религиозно-политическая мотивация затрагивает других, или лишь небольшую часть общины", - сказал он.

"Но это не так. Дело не в канадцах или конкретной группе. Речь идет об уязвимой молодежи, становящейся жертвой опасной разновидности религиозной идеологии, подпитываемой идеями аль-Каиды, под воздействием чувства приключения, целеустремленности, ощущения смысла в их жизни или, возможно, следуя за кем-то влиятельным в их жизни, что приводит их на путь насилия".

Бойсверт сказал, что эти "авторитеты" в чьей-то семейной жизни попытаются "спрятаться в тени".

Мотивация участия молодых людей (в атаке) неясна, говорят люди, близкие к расследованию.

"Они явно уверены, что это было чем-то вроде странного договора внутри братства, что эти молодые люди решили путешествовать и действовать вместе", - сообщила Адриен Арсено из CBC.

"Либо Канадская служба безопасности и разведки решила, что эти два молодых человека не являлись угрозой, либо они потеряли их из виду. Здесь есть еще много вопросов, на которые придется ответить", - сказала она.

Переводика - Канадцы, участвовавшие в атаке в Алжире, поехали за границу вместе с третьим человеком