Aug. 23rd, 2012 at 4:39 РМ С.Филатов



Кто они, туареги?
А что же туареги, которые хотели независимости от всех правительств сахаро-сахельского региона? Об их истории и борьбе сейчас редко вспоминают. Поэтому было бы правильным рассказать о туарегах отдельно. Тем более что именно они начали этой весной свою революцию, к которой подключились исламисты и «Аль-Каида», преследуя свои, вполне отличные от туарегов, цели.
Сначала базовая информация.


Туареги представляют собою одну из берберских народностей, живущую в Ливии, Алжире, на востоке Мавритании, в Нигере, Мали, Буркина-Фасо, на севере Нигерии. Ее общая численность составляет, по разным оценкам, от 1 до 2, 3 и даже 5-5,5 млн человек (столь большой разнобой объясняется тем, что в ходе проводившихся в странах Северной Африки и Сахеля переписей населения они не выделялись в отдельный этнос).
Наиболее многочисленные группы туарегов проживают в Нигере (по разным данным, от 500 тыс. до 1,7 млн человек) и Мали (от 300 до 950 тыс. и даже до 1,4 млн).
В Алжире их насчитывают от 100 тыс. до 1 млн, в Буркина-Фасо и Ливии – по 600 тыс.
И вот этот многочисленный по меркам Сахары народ никогда не имел своего государства, поэтому время от времени стал возникать «туарегский вопрос», на который отвечали, прежде всего, колониальные державы.
Политолог Игорь Игнатченко пишет, что туарегский вопрос понимался ещё аж на Берлинской конференции, состоявшейся в ноябре 1884 - феврале 1885 года, и руководители великих держав договорились о принципах оккупации африканских земель и о конфигурации политических границ на Черном континенте.
Так что, проблема «заслуженная»…
Впоследствии французы, покидая в XX веке свои африканские колонии, сохранили здесь искусственно прочерченные границы без учета расселения племен. Французские колонизаторы, например, «умело» распределили земли туарегов между несколькими произвольно созданными государствами.
Взгляните ещё раз на карту Африки – там границы просто по линейке проведены! Отсюда и конфликты.
Вероятно, это было сделано с тем, чтобы играть важную роль «арбитра» в дальнейших спорах африканских лидеров.
Вот туареги и проживают сейчас на территории пяти африканских стран: Мали, Буркина-Фасо, Нигера, Алжира и Ливии.
В Мали эти племена составляют 10% населения.
Обычно они ведут кочевой образ жизни. Их племена не признают прочерченных в Сахаре границ и часто их нарушают.
Туареги на протяжении десятилетий поднимали восстания и никогда не прекращали бороться за независимость своей этнической территории, которую они называют «Азавад» («Страна пастбищ»).
Недовольство туарегов вызывало, прежде всего, то, что негритянские кланы, занявшие господствующее положение в Мали и Нигере, отстранили их от участия в политической жизни и, следовательно, от возможности хоть как-то влиять на свою судьбу.
На это наслоилось недовольство разработкой в Нигере урана, которая привела к сокращению пастбищ и заражению почв и водоемов. Одним из требований нигерских туарегов стало «справедливое перераспределение ресурсов», что подразумевает отчисление им части концессионных платежей, выплачиваемых Францией за добычу урановой руда под Агадесом.
В Мали первое восстание туарегов вспыхнуло еще в конце 1962 году. Через год мятеж был жестоко подавлен, а многие повстанцы казнены, тысячи туарегов бежали в Ливию.
В 70-е годы туареги поднялись вновь. На этот раз они выдвинули требование предоставить им независимость в рамках туарегского государства под названием Азавад.
В 1990 году они опять начали восстание, которое завершилось в 1995 году, когда с туарегами было заключено соглашение, в соответствии с которым власти Нигера, например, обязались справедливо распределять доходы от добычи урана и предоставить туарегам возможности участия в политике страны и работы в управленческом аппарате.
В 2007 году вспыхнуло ещё одно восстание. Территория боев захватила Мали и Нигер. Боевые действия прекратились лишь два года спустя в результате посреднических усилий Алжира и Ливии. В соответствии с заключенным в Алжире соглашением между повстанцами и малийским правительством, туарегам обещали предоставить широкую автономию, обеспечить экономическое развитие районов их проживания и содействовать сохранению туарегской культуры. Однако, власти Мали не выполнили своих обязательств, обстановка вновь обострилась, и в 2010 году снова начались боестолкновения между туарегами и малийской армией.
А вот в Ливийской Джамахирии туарегам жилось неплохо.
После революции 1 сентября 1969 г. ливийские туареги были вовлечены в современную экономическую и социальную жизнь и перешли к оседлому образу жизни. Государство обеспечивало их жильём, предоставляло рабочие места, выделяло беспроцентные кредиты на обзаведение. Бывшие кочевники стали работать проводниками по пустыне в туристических фирмах, шоферами, охранниками на нефтепромыслах, отмечает в своих работах знаток стран Северной Африки и Сахеля Алексей Подцероб.
В Сахеле настоящей трагедией стали засухи 1969-1973 и 1983-1984 годов. Тогда туареги потеряли почти всё поголовье скота, запасы корма подошли к концу, еда сводилась к нескольким зернам или орехам пальмы дум.
Стоит ли удивляться, что в этой ситуации десятки тысяч туарегов перебирались в казавшуюся им раем соседнюю Ливию, где уже укоренились их сородичи?
Возможность уйти в 1973 году в Ливию, где им были предоставлены кров и еда, спасла сахельских туарегов от вымирания. Естественно, что их племена, многое получившие от Джамахирии, выступили во время ливийской войны 2011 года на стороне М.Каддафи и оказали ожесточенное сопротивление повстанцам, поддерживаемым НАТО, и иностранным наемникам.
Туареги, например, спасли от расправы жену Муаммара Каддафи Сафию, его сыновей Мухаммеда и Ганнибала и дочь Аишу, переправив их через Сахару из Ливии в Алжир, и при этом помогли прямо в пустыне принять роды у Аиши, вспоминает Алексей Подцероб.
После разгрома сил Каддафи, спасаясь от репрессий, несколько тысяч туарегских семей бежали в Алжир, в Нигер и в Мали.

Дорога к Азаваду
И вот в ноябре 2011 года произошло объединение трех основных туарегских политических группировок – Народного движения за освобождение Азавада, Туарегского движения Северного Мали и Союза за перемены и демократию, которые создали новую организацию – Национальное движение за освобождение Азавада (НДОА), выступающее за создание государства туарегов в сахельской зоне - от Тимбукту до Кидаля.
Положение ещё более осложнилось, когда из Ливии в Мали отступили несколько отрядов туарегов, которые были неплохо вооружены, располагая, в частности, переносными зенитными и противотанковыми ракетными комплексами. Эмигрировавшие из Ливии туареги приобрели там опыт боевых действий и были воинственно настроены. Их появление в Мали изменило соотношение сил в пользу НДОА.
Оснащенные современным оружием «ливийские» туареги обеспечили собратьям-сепаратистам решающий перевес: за считанные недели армия Мали была выбита из северных районов. В результате практически весь север Мали с крупными городами Кидаль, Гао и Тимбукту оказалась в руках туарегов.
Страна оказалась разделенной на две части – туареги провозгласили независимость Азавада.
Его история настолько коротка, что, наверно, короче только история Парижской коммуны, которая продержалась всего 72 дня.
Государство туарегов Азавад промелькнуло в мировых делах, как метеор. И были свои причины на то, что туареги боролись за свою собственную государственность больше века, а объявили её только на несколько недель.
Дело было так.
6 апреля 2012 года на севере Мали туареги провозгласили создание независимого государства Азавад. Его условные границы охватили северо-восток Мали, юго-восток Алжира, запад Нигера, север Буркина-Фасо и запад Ливии.
Как писала французская газета «Valeurs Actuelles», эта война и провозглашение независимого государства Азавад стали историческим реваншем для всех туарегов.
Но, ситуацией быстро воспользовались группировки радикальных исламистов, усилившие в это время свои позиции на севере Мали. И вскоре реальную власть здесь захватили связанные с «Аль-Каидой» группировки «Ансар ад-Дин» и «Движение за единство и джихад в Западной Африке». Их боевики вытеснили туарегов из всех ключевых городов севера, в том числе из всемирно известного исторического центра Тимбукту.
Север, что называется, «брали» пестрые отряды разной идеологической ориентации – ну, прямо как во время гражданской войны у нас: и красные, и белые, и зеленые… И как Батька Махно бегал от одних к другим, уберегая свою «свободу» и «принципы» ото всех временных союзников, так и здесь – против армии Мали исламисты воевали слаженно в союзе туарегами, а после победы обособились и отделились.
Это только в пылу боев было не видно, что цели у них разные: НДОА хочет создать национальное государство в Азаваде, а «Ансар аль-Дин» желает «исламскую республику», которая могла бы объединить все пространства Сахары и Сахеля.
И стало видно, что НДОА придерживается демократических и светских идеалов, а его бывшие союзники, которые моментально стали противниками, хотят немедленного установления шариата. Свою роль играет и достаточно поверхностная приверженность туарегов мусульманской религии, что делает их мало восприимчивыми к лозунгам интегристов. Тем не менее, кое-кто из молодых туарегов все же примкнул к «Аль-Каиде» и к связанной с нею группировке «Ансар аль-Дин».
Но после боя дым рассеялся и стали видны истинные позиции двух армий.
Объединение повстанческих группировок Мали, контролирующих север страны, невозможно из-за принципиальных разногласий, об этом довольно быстро после победы заявили представители и «Ансар аль-Дин», и НДОА. «Мы отказались утвердить окончательные документы, поскольку они отличаются от подписанного ранее «Меморандума понимания», - заявили они агентству Франс Пресс.
И вот 15 июля «Национальное движение за освобождение Азавада» заявило о прекращении борьбы за независимость. Вся эпопея продолжалась около 100 дней – Парижскую коммуну превзошли…
«Изначально независимость была нашей главной целью, но мы принимаем во внимание мнение мирового сообщества и стремимся разрешить кризис», - заявил лидер НДОА.
Да, с одной стороны НДОА стали поджимать исламисты, которые начали крушить древние памятники Тимбукту и Гоа. А с другой стороны поднялось мировое сообщество, не на шутку встревоженное перспективами передела границ в центральной Африке и далее везде…
В иную эпоху, может быть, в мире стали бы искренне приветствовать независимое государство туарегов. Но не сегодня. Многие на Черном континенте смекнули, что это будет такая головная боль, что пирамидон не поможет…
Кавардак в Сахеле, да ещё с прямым участием апологетов «Аль-Каиды», никому не нужен
Реальная причина отказа туарегов от независимости была оглашена на заседании Совета Безопасности ООН представителем ЭКОВАС, сообщившим: о «внедрении террористических сетей и движений джихадистов, которые вытеснили Национальное движение за освобождение Азавада с территорий, им оккупированных».
У Парижской коммуны тоже были светлые и чистые идеалы свободы…

Почему ЭКОВАС вмешался?
Во-первых, потому, что Мали входит в эту организацию стран Западной Африки.
Во-вторых, (и в главных), потому, что вольница в Сахеле грозит существованию границ всех государств региона в том виде, как они сегодня существуют.
На саммите ЭКОВАС в конце июня было принято решение о развёртывании военной миссии в Мали. Африканский Союз поддержал это решение. Страны ЭКОВАС обратились к СБ ООН с просьбой санкционировать направление войск как можно скорее.
Для урегулирования кризиса ЭКОВАС готов был направить в мятежный регион миротворческий контингент численностью до 3,3 тысячи человек, в состав которого вошли бы военнослужащие из африканских государств. Проведение подобной операции, однако, требует поддержки со стороны западных стран, прежде всего, по части логистического обеспечения и применения боевой авиации.
По западным оценкам, чтобы справиться с контролирующими север Мали группировками, этих сил ЭКОВАС может оказаться недостаточно.
Поэтому к силовым мерам склоняется Франция. Министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан пообещал африканским миротворцам «поддержку Парижа и Европы». При этом Франция сознательно уходит от ведущей роли в будущей операции, выдвигая «на первый план» африканцев. Своих солдат терять не хочет. Но результата-то достичь необходимо…
Это – ещё один пример того, как западные страны с некоторых пор стали воевать чужой кровью. Кажется, в России прижалась французская поговорка о том, что называется «таскать каштаны из огня» чужими руками («tirer les marrons hors du feu»). Вот французы к этому и пришли.
Но, одно из условий операции в Сахеле — санкция Совета Безопасности ООН. И, чтобы Совбез не мешкал, на него начал давить Африканский Союз. Лидеры стран АС, собравшиеся на саммит в Аддис-Абебе, высказались в поддержку международной военной операции против связанных с «Аль-Каиды» и исламистов, контролирующих север Мали.
То, что там воевали стремящиеся к независимости туареги, во внимание принято не было – «подумаешь 5 миллионов кочевников». Даже показалось, что в Африке туареги, в конце концов, станут восприниматься, как цыгане в Европе. Только вместо лошадей у них верблюды…
В эти дни активность проявили эксперты.
«Как же оценить ситуацию в Мали в общемировом контексте? От того или иного решения «малийского вопроса» зависит стабильность всей Африки. Туареги проживают в Алжире, Мавритании, Ливии, Буркина-Фасо и других сопредельных Мали странах», - писал Александр Мезяев.
«Происходящее сегодня в Западной Африке говорит о том, что передел мира вступил в новую фазу. Одной из главных характеристик этой фазы является не столько перекройка территорий, сколько придание этим территориям нового состояния, которое можно охарактеризовать как «перманентную нестабильность» с последующим доведением «объекта» до состояния дикости. Это - стратегическая цель, - добавлял он. - Дестабилизация Нигерии и особенно Мали осуществляется не с целью захвата территорий, а с целью погружения их в состояние дикого перманентного конфликта».
Впрочем, до Совета Безопасности эти сентенции не дошли. Как и настойчивые призывы Африканского Союза.
В результате 5 июля Совет Безопасности ООН рассмотрел обращение ЭКОВАС и принял Резолюцию № 2056 (2012), основным положением которой является признание того, что север Мали захвачен не столь туарегами, сколько членами террористической организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ). Другим важнейшим положением Резолюции 2056 стало признание в Мали состояния вооружённого конфликта.
Главное решение – об интервенции – так и не было принято.
СБ ООН всего лишь «принял к сведению» просьбу ЭКОВАС и Африканского Союза о наделении их мандатом СБ ООН на проведение военной операции в Мали, что означало – «разбирайтесь сами».
Почему так?
«Мы неоднократно предупреждали мировое сообщество о возможных трагических последствиях такого процесса, как бесконтрольное распространение оружия в соседней Ливии. То, что мы сейчас наблюдаем в Мали, к сожалению, является их самой наглядной демонстрацией», - сказал премьер-министр Алжира Ахмед Уяхья. Ситуация в Мали очень опасная, поскольку конфликт внутри страны развивается сразу по двум направлениям: восстание туарегов на севере вследствие экономической отсталости государства и неспособности властей разрешить мирным путем территориальные споры, и всплеск активности террористических организаций, которые хотят установить шариат на всей малийской территории.
Так это ж просто праздник для тех, кто живет далеко-далеко от Африки – за морями-океанами…
Вы не забыли, что мы только что цитировали?
«Дестабилизация Нигерии и особенно Мали осуществляется не с целью захвата территорий, а с целью погружения их в состояние дикого перманентного конфликта».
А вот ещё одно признание:
«Франция не должна брать на себя военную инициативу в Мали, - указал глава оборонного ведомства Ле Дриан. - Мы хотим, чтобы инициатива принадлежала африканским силам, прежде всего - Экономическому сообществу стран Западной Африки (ЭКОВАС), и, возможно, Африканскому союзу. Именно в этом ключе была принята резолюция Совета Безопасности ООН». Урегулирование малийского кризиса силовым путем является «желательным и неизбежным». «Франция поддержит интервенцию, и, я надеюсь, также поступит и Евросоюз», - добавил министр страны, где на весь мир прославилась Парижская коммуна.
Д кто же при таких ставках будет тушить подожженный собственными руками костер?

Ветераны Африки пошли спасать положение
Вспыхнувший Сахель бросились спасать истинные патриоты Африки – те великие могикане, кто ещё несут в груди огонь Данко, о котором Максим Горький писал:
«И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни».
Да, остались ещё в Африке патриоты, которые прекрасно понимают суть происходящего.
Журналисты называют их «старая гвардия Африки». И пусть – как бы их не называть, именно они ещё стоят на защите континента!
После начала сахельского кавардака в столице Зимбабве Хараре прошло совещание лидеров национально-освободительных движений Африки.
Современной молодежи сами слова «национально-освободительные движения Африки» могут показаться экзотикой. Но это – реальные силы и реальные, живые люди. Даже, если хотите, классики жанра. Это те, кто своими руками добывал африканским народам свободу от колониализма. И независимость, которая, как оказалось, очень дорого стоит…
Короче, в Хараре собрались лидеры правящих партий Зимбабве (ЗАНУ-ПФ), ЮАР (Африканский национальный конгресс), Мозамбика (ФРЕЛИМО), Анголы (МПЛА), Намибии (СВАПО) и Танзании (Чама Ча Мапиндузи – «Партия революции»).
Действительно, и Мугабе, и президенты Эдуарду Душ Сантуш (Ангола), Арманду Гебуза (Мозамбик), Джакайя Киквете (Танзания), Джейкоб Зума (ЮАР) и Сэм Нуйома (Намибия) — это представители старой гвардии революционеров, которые давно знакомы и прислушиваются к мнению друг друга.
Они – в отличие от европейских политиков – ещё помнят свои корни. И, если для французских министров Парижская коммуна – пустой звук, то для Африканских Патриотов слова «независимость» и «свобода» - огромная ценность!
Целью совещания стала выработка стратегии по предотвращению «балканизации» африканского континента.
По итогам было издано совместное коммюнике, которое назвали «Харарской декларацией». Только что даже они – Великие Африканцы – могут сейчас предпринять?
Президент Роберт Мугабе, который характеризуется Западом как «враг», потому что не отдает в их руки природные богатства своей страны, завершил встречу словами: «Запад всегда будет приходить тайно, чтобы попытаться разделить народы Африки с целью продолжить эксплуатацию природных ресурсов континента и граждан».
Кто услышит?..
В России внимательно следят за происходящим в Мали, в частности, и в Сахеле, в целом.
В комментарии официального представителя МИД России Александра Лукашевича отмечается:
«Сложившаяся на севере Республики Мали крайне тревожная политическая и гуманитарная обстановка, масштабность внутреннего конфликта ставят под угрозу не только безопасность и целостность самой этой страны, но и стабильность во всей обширной Сахаро-Сахельской зоне.
Россия поддерживает усилия Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) и Африканского союза по урегулированию малийского кризиса. Исходим из того, что пока сохраняется потенциал политического диалога. Вместе с тем исходим из того, что в случае развертывания в этой стране операции по поддержанию мира силами ЭКОВАС либо другого регионального объединения соответствующее решение должно быть санкционировано Советом Безопасности ООН – в строгом соответствии с Уставом Всемирной организации».

Под новыми масками и со старыми намерениями
Ситуация в регионе все равно не успокоится.
Туареги никуда не денутся.
Исламисты местного разлива будут подминать под себя через террор новые населенные пункты и города.
Интервенция – что ЭКОВАС, что Франции, что США – создаст только зоны дислоцирования иностранных войск, но местную герилью не «выведет».
В общем, АФРИКОМ получает непаханое поле для своих экзерсисов в Сахеле. А Мали, Нигер и другие страны региона – неподъемное ярмо новых поблеем, за решением которых они пойдут на поклон к бывшим и к новым колонизатором. И те спокойно вернуться в Африку, спустя полвека, уже по призыву несостоятельных местных правительств, и, скинув скупую мужскую слезу по Патрису Лумумбе, вернуться к знакомому делу разграбления африканских богатств.
«Нет ничего лучше, чем возвращаться туда, где ничего не изменилось, чтобы понять, как изменился ты сам», - это слова Нельсона Манделы.
Боже мой, неужели Великий Мандела мог предположить всё происходящее?
Предположить, что колониальные державы вернуться через полвека под новыми масками и со старыми намерениями?