20 сентября, 2014 - 23:25







19 сентября ОБСЕ опубликовала полный текст меморандума по итогам консультаций в Минске. Как положено по законам жанра «the sting is in the tail», и посол Хайди Тальявини действительно разместила жало в хвосте.

Последний, девятый параграф документа гласит: «вывод всех иностранных вооружённых формирований, военной техники, а также боевиков и наёмников с территории Украины при мониторинге ОБСЕ».

5 сентября контактная группа уже публиковала скан промежуточного документа, предусматривавшего кроме этого, в частности, предоставление отдельным районам Донбасса особого статуса, что с тех пор уже было осуществлено.

Вдаваться в детали достигнутых соглашений нет особого смысла, так как международное право больше какого-либо иного описывается старой русской пословицей «закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет». В своём меморандуме ОБСЕ следовала принципу: мухи отдельно, шмели отдельно.

Вплоть до 19 сентября крупнейшим шмелём, свободно летавшим сквозь эту паутину, был председатель Днепропетровской государственной администрации Украины Игорь Валерьевич Коломойский, располагавший главной боеспособной силой в стране: контингентом иностранных наёмников, интегрированных в батальон специального назначения Министерства внутренних дел Украины «Днепр» (батальйон ПСМОП «Дніпро»).


Интересы назойливых мух, в качестве которых шмели рассматривают ополченцев, и прочей мошки, вроде отправленного Коломойским за деньгами в Америку и возвратившегося с пустыми руками президента Украины, ОБСЕ в расчёт не берёт.

Многие комментаторы анализируют ситуацию на Украине в терминах Второй мировой войны. В книге Уинстона Черчилля «Вторая мировая война» описан эпизод, когда перед её началом министр иностранных дел Франции Пьер Лаваль попросил Сталина — «Могли бы ли вы поощрять распространение религии и католицизма в России? Это бы так помогло мне с Папой Римским». На что Сталин ответил знаменитой репликой: — «О! Папа. И сколько у него дивизий?»
Разумеется, я не склонна приравнивать гибридный конфликт на Украине к традиционным военным действиям, и тем более подозревать Иосифа Виссарионовича в искренней недооценке влиятельности папского престола, но по-настоящему боеспособных дивизий (или хотя бы бригад) как у ополченцев, так и у официальной киевской власти, пожалуй ещё меньше, чем у Ватикана.

Поэтому то немногое, что в этом противостоянии решается на поле боя, ОБСЕ в результате Минского меморандума отдаёт в лапки главного шмеля. Все иностранные вооружённые формирования, а также боевики и наёмники выдворяются с территории Украины под мониторингом ОБСЕ. Останутся только местные, то есть обладающие паспортами гражданина Украины.


Этот документ выдаётся территориальными подразделениями по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц городских и районных управлений (отделов) МВД по месту проживания гражданина Украины после достижения 16-летнего возраста, а в дальнейшем в случае необходимости обменивается, выдаётся вместо утраченного, похищенного или испорченного. Бездомным гражданам паспорта выдаются по месту регистрации их преобладающего местонахождения.


Таким образом, управление (отдел) МВД каждого отдельного района Донбасса, теперь уже официально и международно признанно наделённого особым статусом, может спокойно выдавать украинские паспорта полнокровным дивизиям достигших 16-летнего возраста бездомных путинских «отпускников» по месту их нынешнего преобладающего местонахождения.


Теперь, скажем, российские казачьи полки могут в полном соответствии с украинским законодательством «заново» формироваться на месте новой дислокации из батальонов Территориальной обороны, батальонов специального назначения МВД, резервных батальонов Национальной гвардии, а также добровольческого корпуса «Правый сектор».

Если в стране принимаются экзотические законы, то те люди, которые их принимают, должны быть готовы, что они будут исполняться тоже не совсем обычным образом. Палка, как известно, о двух концах. С международно-правовой точки зрения подобная практика практически безупречна, так как полностью соответствует законодательству Украины. Если возникает вопрос о легитимности выдачи внутреннего паспорта, то он должен рассматриваться в каждом случае индивидуально.

У Киева нет права захватить каждый отдел МВД каждого отдельного района Донбасса, чтобы поставить там своих паспортистов, так как это противоречит соглашению с ОБСЕ, параграф 2 которого предусматривает остановку подразделений и воинских формирований сторон на линии их соприкосновения по состоянию на 19 сентября 2014 года, а параграф 3 — запрет на применение всех видов оружия и ведение наступательных действий.


Киев также не захочет скопом отказать в признании выданных отделами МВД обладающих особым статусом отдельных районов Донбасса украинские паспорта, так как это будет означать официальное признание независимости данных районов — во всяком случае, их выхода из состава Украины.


Практического смысла подобное непризнание также не возымеет, так как в таком случае ДНР сможет официально предоставить вид на жительство в этой республике каждому, кому пожелает — и выдать им паспорта своего собственного образца. Таким образом все эти люди и их техника также не подпадут под определение «иностранных вооружённых формирований, военной техники, а также боевиков и наёмников». Они станут местными, хотя и не украинскими. Европейские специалисты по международному праву, с которыми я консультировалась, разделяют мою точку зрения.


Возникает вопрос: почему бы наёмникам американских ЧВК не воспользоваться этой же лазейкой? Дело в том, что клиенты и владельцы частных военных компаний могут себе позволить потерять любое количество наёмников убитыми — они их просто заменят — но панически боятся их подпадания под иностранную юрисдикцию. С киевским правительством у них есть секретные соглашения, обеспечивающие этим людям иммунитет против уголовного преследования, какие военные преступления или преступления против человечности они бы ни совершили.

Те же, кто в дополнение к своим американским и иным паспортам получат украинские, в соответствии с украинским законодательством будут считаться украинцами. Сегодня ополченцы потихоньку продают или обменивают таких пленных. Если попытаться их судить, это будет считаться не взятием в плен, интернированием или арестом, а похищением человека или захватом заложников, так как Киев гарантирует этим людям неприкосновенность на всей (международно признанной) территории Украины.

Однако после вступления в силу Минского меморандума эти люди больше не вправе находиться на украинской территории, а если получат украинские паспорта, чтобы обойти условия соглашения, то подпадут под юрисдикцию украинских судов, в том числе райсудов районов с особым статусом.


После инцидента в Эль-Фаллудже ЧВК «Blackwater» удалось выкрутиться, поменяв название. Однако освещение в СМИ возможного легитимного и абсолютно легального судебного процесса в Донецке или Луганске над американскими сотрудниками, обвиняемыми в преступлениях против человечности на Украине, «Academi» не может себе позволить.


Казалось бы, существует простое решение: не совершать таких преступлений. Однако особые методы ведения войны, на которых построено обучение всего этого персонала, основаны на военных преступлениях и преступлениях против человечности — и отказавшись от их совершения, опасные спецы превращаются всего лишь в несколько дезорганизованную лёгкую пехоту. В этом случае заказчикам нет смысла платить им такие деньги.


Результат Минского меморандума на данном этапе можно резюмировать так: киевские законотворцы напоролись на то, за что боролись. ОБСЕ назначила в украинском конфликте главного шмеля, который теперь вправе формировать подразделения вежливых и не очень «зелёных человечков», способных поступить со всей Украиной, как они поступили с Крымом. Однако европейцы ничем не рисковали: Украина ему не нужна.

Блог Татьяны Волковой