11.11.2018г.



Лукашенко, решая гамлетовский вопрос "Быть или не быть", жив до тех пор, пока не забыл, что это лишь спектакль.

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют.

Эти строки Б.Пастернака должны стоять в виде памятки на рабочем столе Александра Лукашенко, с подписью "Лучшему другу Александру от друга Владимира на долгую память. Путин").


Дело в том, что в последнее время у российских аналитиков всё большее изумление и тревогу вызывают политические манёвры Лукашенко в адрес националистов и Запада в целом. Считается, что в Белоруссии власть потеряла ощущение опасности и начала слишком глубоко запускать в республику опасные НКО, давая им всяческие авансы на будущее.

Такая позиция вызвана некоторым недопониманием того, как устроена власть в Белоруссии и на чём она основана. Люди, профессионально занимающиеся переговорами и к тому же наблюдающие за Белоруссией, ставят свой диагноз системе власти в этой республике - это общество спектакля.

Прежде всего сам стиль спектакля в манере управления исходит от самого президента Александра Лукашенко. У психологов его психотип относиться к категории "активно-негативный". Модель поведения - хан, хозяин. В России из известных политиков к этому типу относится Владимир Жириновский. Лукашенко эту роль долго отрабатывал и достиг в ней больших результатов. А поскольку режим в Белоруссии жёстко авторитарный, то все чиновники копируют модель поведения своего первого лица.


Стиль спектакля как основа политического поведения - базовый в Белоруссии. Все управленцы там овладели им очень хорошо, намного лучше коллег из России, где требуется совсем другая поведенческая модель. Всё, что мы видим в Белоруссии - это спектакль. Можно сказать - искусный блеф. Настолько искусный, что наши порой теряются, где у белорусских чиновников кончается блеф, и где начинается реальность. Но сами белорусы отлично ориентируются во всех нюансах этой роли. Всё, что делает Лукашенко - это игра на публику. Все эти правительственные разносы, эти угрозы, этот шантаж России и Европы флиртами с их противниками, этот блуд с Украиной и Прибалтикой, эта постоянная огласка конфиденциальных аспектов взаимоотношений - всё это спектакль.


Но спектакль - это опасное затягивающее действо, где можно заиграться и потерять чувство грани реальности и вымысла. Когда политик стареет, его реакция его подводит. Возникает очень опасный момент принять роль за настоящее поведение, спутать амплуа. Риск погибнуть и пропасть в таком случае крайне велик.


Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.


Лукашенко и вся его команда, начиная от прозападного Макея и кончая пророссийски умеренным Румасом - это актерская труппа, подыгрывающая своему главному герою. Все они играют роль, весьма убедительно, но и так же рискованно. Они пытаются выглядеть, а не быть, казаться, а не являться. Почему? Потому что маленькая республика принимает тактику лисы в лесу, где правят медведь и волки. Она то прикинется мёртвой, то агрессивной, то смелой до безумия. Иногда прикинется и безумной - а что? Это порой пугает более крупных зверей. Другого оружия у лисы нет.

Это надо понимать, наблюдая за метаниями Лукашенко и подыгрывающего ему Макея. Манера поведения лидера транслируется сверху вниз и со временем весь чиновничий аппарат Белоруссии становится одним коллективным Лукашенко. Только без его силы. смелости и авантюризма. Такое вправе себе позволить лишь он.


Подобная среда обитания привела к тому, что в Белоруссии сложился очень своеобразный правящий класс. Это очень волевые руководители, искусные притворщики и актёры, с чуткой интуицией и умением вести жёсткие переговоры. Аппаратный стиль управления в России остался в СССР, а в Белоруссии сохранился благодаря сохранению многих советских системных элементов.


Этот стиль формирует, возможно, и не очень сильных макроэкономистов, но очень выдержанных и грамотных интриганов. Россия при всей своей мощи так и не смогла подчинить себе Лукашенко и его чиновничий аппарат. Белорусы в отличие от эмоциональных украинцев хладнокровны и выдержаны. Они не спешат и потому не делают ошибок. Не случайно этот край был лучшим в партизанской войне и немцы ничего не могли с белорусами поделать. Давить на них бессмысленно, как бессмысленно их и подкупать. У белорусов свой комплекс достоинства и только с позиций его учёта с ними можно выстраивать устойчивые взаимоотношения.


Ни на какой Запад Белоруссия не уйдёт, как бы ни блефовали Лукашенко и Макей. Но в игре можно ошибиться. И тогда смерть неминуема. Лукашенко не хочет превращать Белоруссию во вторую Украину с внешним управлением, но он хочет сбить Москве гонор и набить себе цену. Да, играя в эти игры, он очень рискует попасть между молотом и наковальней, сесть между двумя стульями. Но пока ему везло. То, что не получилось бы у великодержавного политика, исполненного сознанием своей весомости, получается у более лёгкого Лукашенко. Он как мангуст, играющий с двумя кобрами по очереди. Но проблема в том, что Лукашенко не мангуст, а актёр в роли мангуста. Его бой не настоящий, а сценический. Пока он этого не забывает - он выживает. Но если на миг забудет - он погиб.


Это тот случай, когда игра потребует от актёра гибели всерьёз. И Лукашенко балансирует на этой тонкой грани. По сути, он всю свою политическую жизнь это делал. Как ни странно, но все спектакли когда-то заканчиваются, и единственным критиком, выписавшим Лукашенко дружественную рецензию, в этом мире может быть только Владимир Путин. Он терпеливо ждёт окончания спектакля и понимает настоящий смысл всех реплик актёра на сцене. И если так случится, что на сцену полетят не помидоры и тухлые яйца, а коктейли Молотова, Путин придёт в костюме пожарного и предложит состарившемуся актёру почетную пенсию с домиком рядом с Януковичем. Осознание этой перспективы добавляет Лукашенко сил и выносливости. Спектакль продолжается.




А.Халдей

Специально для ИА REX